Положение о порядке формирования перечня товарных бирж, допущенных к организации биржевой торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке, и определении требований к организации биржевой торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке

1. Общие положения

1.1. В соответствии с подпунктом «м» пункта 35 и подпунктом «а» пункта 86.11 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 № 643 (далее – Правила оптового рынка) настоящее Положение о порядке формирования перечня товарных бирж, допущенных к организации биржевой торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке (далее – Перечень), и определении требований к организации биржевой торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке (далее – Положение) определяет:

1.1.1. требования к порядку заключения свободных договоров купли-продажи электрической энергии и мощности в ходе биржевой торговли (далее – биржевые СДЭМ);

1.1.2. требования к порядку определения цены в биржевых СДЭМ;

1.1.3. требования к порядку информационного взаимодействия бирж и КО;

1.1.4. порядок регистрации биржевых СДЭМ;

1.1.5. порядок ведения и сроки публикации Перечня, а также соответствующих изменений в нем на официальном сайте Совета рынка;

1.1.6. порядок включения в Перечень товарных бирж, соответствующих требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка;

1.1.7. порядок исключения из Перечня товарных бирж, не соответствующих требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка;

1.1.8. требования к иным условиям организации биржевой торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке.

1.2. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, приведены в том значении, в котором они использованы в Правилах оптового рынка и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка, если иное не предусмотрено настоящим Положением.

1.3. Товарная биржа, намеренная осуществлять торговлю электрической энергией и мощностью на оптовом рынке (далее – Соискатель), включается в Перечень в предусмотренном настоящим Положением порядке в случае ее соответствия определенным Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка требованиям.

1.4. Включение в Перечень означает признание Советом рынка технологической и юридической готовности товарной биржи к организации и осуществлению биржевой торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке и возникновение обязанности соответствующей товарной биржи организовать и начать осуществлять биржевую торговлю электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в установленные настоящим Положением сроки.

1.5. Организовывать и осуществлять биржевую торговлю электрической энергией и мощностью на оптовом рынке вправе только включенные в Перечень товарные биржи.

1.6. Включенные в Перечень товарные биржи обязаны организовать и начать осуществлять биржевые торги электрической энергией и мощностью (в том числе заключать биржевые СДЭМ) в течение 3 (трех) месяцев с даты включения в Перечень.

 

2. Требования к Соискателю

2.1. Претендовать на организацию и осуществление биржевой торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке вправе исключительно юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, осуществляющие деятельность в качестве товарных бирж по организации биржевой торговли в соответствии с законодательством Российской Федерации о товарных биржах и биржевой торговле на основании лицензии на организацию биржевой торговли.

2.2. В Перечень может быть включена только товарная биржа, правила биржевой торговли которой полностью удовлетворяют требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также в отношении которой КО подтвердил техническую и технологическую готовность к организации и осуществлению биржевой торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке.

 

3. Требования к правилам биржевой торговли Соискателя

3.1. Правила биржевой торговли должны содержать порядок предоставления биржей Коммерческому оператору информации, необходимой для регистрации биржевых СДЭМ, заключаемых в ходе биржевой торговли, предусматривающий предоставление биржей Реестра свободных договоров купли-продажи электрической энергии и мощности (далее – Реестр СДЭМ) для регистрации биржевых СДЭМ в КО.

3.2. Правила биржевой торговли должны содержать порядок заключения свободных договоров купли-продажи электрической энергии и мощности в ходе биржевой торговли, предусматривающий:

3.2.1. Заключение биржевых СДЭМ на основе конкурентного отбора заявок, проводимого путем определения маржинальной цены в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения.

3.2.2. Обязательное оформление биржевых СДЭМ на бумажном носителе с собственноручными подписями уполномоченных представителей сторон или в электронном виде с использованием ЭЦП.

3.2.3. Порядок определения сторон биржевых СДЭМ, учитывающий следующие ограничения:

3.2.3.1. Свободный договор купли-продажи электрической энергии и мощности по итогам биржевой торговли может быть заключен между сторонами, если только продавцом по нему является участник оптового рынка – поставщик, а покупателем является участник оптового рынка – покупатель (или участник оптового рынка – поставщик по ГТП потребления поставщика).

3.2.3.2. Биржевой СДЭМ заключается в отношении указанной продавцом, зарегистрированной за ним ГТП генерации и в отношении указанной покупателем, зарегистрированной за ним ГТП потребления (ГТП экспорта) (включая ГТП потребления участника оптового рынка – поставщика).

3.2.3.3. Одно и то же юридическое лицо не может выступать одновременно продавцом и покупателем по одному и тому же биржевому СДЭМ.

3.2.3.4. Заключение биржевого СДЭМ возможно только в отношении ГТП генерации и ГТП потребления (ГТП экспорта), которые находятся либо в одной зоне свободного перетока (далее – ЗСП), либо в зонах свободного перетока, для которых в соответствии с Регламентом определения и актуализации параметров зон свободного перетока ЕЭС (Приложение № 19.1 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка) установлены отличные от нуля ограничения на поставку мощности из ЗСП, к которой относится ГТП генерации, в ЗСП, к которой относится ГТП потребления (ГТП экспорта) по биржевому СДЭМ.

3.2.4. Следующие требования к заявкам участников биржевых торгов:

3.2.4.1. Заявка участника биржевой торговли на продажу должна содержать указание на ГТП генерации, в которой предполагается поставка электрической энергии и мощности по биржевому СДЭМ.

3.2.4.2. Заявка участника биржевой торговли на продажу должна содержать указание на ЗСП, в которые предполагается поставка электрической энергии и мощности по биржевому СДЭМ.

3.2.4.3. Заявка участника биржевой торговли на покупку может быть подана только в отношении ЗСП, к которой относится ГТП потребления (ГТП экспорта) участника оптового рынка – покупателя, или ГТП потребления участника оптового рынка – поставщика.

3.2.4.4. Участник оптового рынка – покупатель или участник оптового рынка – поставщик электрической энергии и мощности в отношении ГТП потребления поставщика может подать заявку на продажу электрической энергии и мощности (соответствующих лотов) в конкретном периоде поставки с указанием только той ГТП генерации, поставка в которой в данном периоде поставки предполагается по ранее исполненным заявкам на покупку данного участника. При этом объем электрической энергии и мощности в заявке (количество лотов) не может превышать разницы объемов (количества лотов) в исполненных заявках на покупку и на продажу в отношении данных ГТП генерации и периода поставки. Такая заявка на продажу может быть подана только в отношении ЗСП, к которой относится ГТП потребления (ГТП экспорта) участника оптового рынка – покупателя, или ГТП потребления участника оптового рынка – поставщика.

3.2.4.5. Если правила биржевой торговли биржи предусматривают возможность подачи заявок в электронном виде, то передача заявок от участника на биржу должна осуществляться с использованием электронной цифровой подписи.

3.2.5. Следующие требования к стандартным партиям биржевых товаров, допущенным к биржевой торговле:

3.2.5.1. Свободные договоры купли-продажи электрической энергии и мощности могут заключаться по итогам биржевых торгов исключительно в отношении лотов (стандартных партий биржевых товаров, допущенных к биржевой торговле) следующих видов:

  • базовый – поставка/потребление 0,25 МВт мощности и 0,25 МВт.ч электрической энергии во все часы периода поставки;
  • пиковый – поставка/потребление 0,25 МВт мощности в течение всего периода и 0,25 МВт.ч электрической энергии в пиковые часы периода, определенные Календарем типовых периодов, утвержденным Регламентом регистрации регулируемых договоров купли-продажи электроэнергии и мощности и договоров комиссии на продажу электроэнергии и мощности (Приложение № 6.2 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка);
  • полупиковый – поставка/потребление 0,25 МВт мощности в течение всего периода и 0,25 МВт.ч электрической энергии в пиковые и полупиковые часы, определенные Календарем типовых периодов, утвержденным Регламентом регистрации регулируемых договоров купли-продажи электроэнергии и мощности и договоров комиссии на продажу электроэнергии и мощности (Приложение № 6.2 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка).

3.2.5.2. Объем электрической энергии и мощности, в отношении которого заключен биржевой СДЭМ, покупается и продается в той ЗСП, в которой находится ГТП потребления (ГТП экспорта).

3.2.6. Правила, регламентирующие отношения сторон договора и биржи в случае отказа КО в регистрации биржевых СДЭМ, в том числе в случае утраты стороной (сторонами) по биржевому СДЭМ статуса субъектов оптового рынка.

3.3. Правила биржевой торговли должны содержать порядок определения цены по биржевым СДЭМ, предусматривающий:

3.3.1. Определение равновесных цен отдельно для каждой зоны свободного перетока в результате проведения конкурентного отбора заявок участников биржевой торговли на основе необходимости удовлетворения спроса и предложения участников с учетом указанных в заявках участников биржевой торговли ценовых и объемных параметров и установленных в соответствии с правилами биржевой торговли лимитов, включающих ограничения на поставку мощности между различными ЗСП, как результат нахождения точки пересечения кривой предложения, сформированной на основе ранжированных в порядке возрастания цен заявок на продажу, и кривой спроса, сформированной на основе ранжированных в порядке убывания цен заявок на покупку.

3.3.2. Определение биржей цены по заключаемым биржевым СДЭМ по итогам конкурентного отбора заявок участников биржевой торговли на основании определенных равновесных цен для каждой зоны свободного перетока.

3.4. Правила биржевой торговли должны содержать условия организации биржевых торгов, предусматривающие:

3.4.1. Обеспечение анонимности сторон при выставлении заявок.

3.4.2. Предоставление в составе реестра биржевых СДЭМ в сроки, указанные в п. 4.1.2 настоящего Положения, в КО информации о заключенных биржевых СДЭМ с указанием цен на электрическую энергию и мощность, определенных такими договорами, а также сумм всех расходов и доходов от биржевых сделок, в результате совершения которых приобретена электрическая энергия и мощность по свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности в ходе биржевой торговли.

При этом в состав информации о суммах таких расходов и доходов включаются данные о суммах денежных средств, подлежащих получению либо уплате участниками биржевой торговли, только непосредственно связанных с биржевыми сделками, в результате совершения которых приобретена электрическая энергия и мощность по свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности в ходе биржевой торговли.

Аналогичная информация должна предоставляться биржей до начала соответствующего периода поставки каждому участнику оптового рынка – гарантирующему поставщику (энергосбытовой (энергоснабжающей) организации), заключившему по результатам биржевых торгов на этой бирже хотя бы один свободный договор купли-продажи электрической энергии и мощности, предусматривающий поставку в данном периоде поставки.

3.4.3. Предоставление в течение 1 (одного) рабочего дня со дня получения письменного запроса от КО полной информации о всех биржевых сделках (информации по составу аналогичной включаемой в реестр биржевых СДЭМ), расходы и доходы от совершения которых были включены в сумму всех расходов и доходов от биржевых сделок, в результате совершения которых приобретена электрическая энергия и мощность по свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности в ходе биржевой торговли.

3.4.4. Порядок ежемесячного предоставления КО информации о поданных на биржу заявках.

3.4.5. Порядок проведения торговых сессий и конкурентного отбора заявок участников биржевой торговли, соответствующий следующим требованиям.

3.4.5.1. В результате проведения конкурентного отбора заявок участников биржевой торговли для каждого вида лотов и каждого периода поставки формируются отдельные договоры.

3.4.5.2. Торговые сессии купли-продажи электрической энергии и мощности не могут начинаться до получения биржей от КО реестра участников оптового рынка и соответствующих ограничений на поставку мощности в зоны свободного перетока.

3.4.5.3. Конкурентный отбор заявок участников биржевой торговли в рамках любой торговой сессии может быть проведен только при условии поступления в эту сессию заявок на продажу электрической энергии и мощности по одному виду лотов и одному периоду поставки в отношении хотя бы одной ЗСП с учетом перетоков не менее чем от 3 (трех) различных участников и 1 (одной) заявки на покупку электрической энергии и мощности по соответствующему виду лотов и периоду поставки.

3.4.5.4. Биржевая торговля электрической энергией и мощностью может быть начата до наступления месяца, предшествующего месяцу поставки.

3.4.5.5. Последний торговый день должен быть завершен не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до 26 числа месяца, предшествующего периоду поставки.

3.4.5.6. Биржевая торговля электрической энергией и мощностью должна осуществляться на основании заявок участников биржевых торгов.

3.4.6. Следующие требования к участникам биржевых торгов:

3.4.6.1. к биржевой торговле может быть допущено только юридическое лицо, получившее в установленном Правилами оптового рынка порядке статус субъекта оптового рынка, а также получившего допуск к торговой системе оптового рынка в соответствии с требованиями Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

3.4.7. Свободные договоры купли-продажи электрической энергии и мощности, заключаемые в ходе биржевых торгов, должны заключаться с использованием стандартных форм (могут быть оформлены исключительно по предусмотренным правилами биржевой торговли стандартным формам); Правилами биржевой торговли должны быть предусмотрены следующие требования к биржевым СДЭМ и его существенным условиям:

3.4.7.1. Свободный договор купли-продажи электрической энергии и мощности, предусматривающий поставку электрической энергии и мощности, должен содержать обязанность по поставке электрической энергии и мощности в течение периода времени, кратного (в т.ч. равного) одному полному календарному месяцу (период поставки).

3.4.7.2. Стандартная форма биржевого СДЭМ должна содержать условие об уменьшении стоимости электрической энергии и мощности по биржевому СДЭМ на величину, рассчитываемую в порядке, предусмотренном Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка на основании Правил оптового рынка, в случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения кем-либо из участников оптового рынка, осуществляющих поставку мощности покупателям для обеспечения потребления электрической энергии на энергопринимающем оборудовании, расположенном на территории ценовой зоны, к которой относятся ГТП генерации и ГТП потребления (ГТП экспорта), в отношении которых осуществляется поставка мощности по данному биржевому СДЭМ.

3.4.7.3. Срок, на который может быть заключен биржевой СДЭМ, не может составлять менее 1 (одного) календарного месяца. Максимальный срок СДЭМ не должен превышать количество полных календарных месяцев от месяца начала поставки до конца календарного года, в котором предполагается поставка.

3.4.7.4. Стандартная форма биржевого СДЭМ, предусмотренная правилами биржевой торговли, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

3.4.8. Правилами биржевой торговли может предусматриваться совершение биржевых сделок, не предполагающих поставку электрической энергии и мощности и предусматривающих выплату сторонами по договору денежных средств в зависимости от изменения цен на электрическую энергию и мощность.

При этом расходы и доходы по таким сделкам могут быть отнесены в состав расходов и доходов, указанных в п. 3.4.2 настоящего Положения, только при условии, что они имеют непосредственное отношение к биржевым сделкам, в результате совершения которых приобретена электрическая энергия и мощность по свободным договорам купли-продажи электрической энергии и мощности в ходе биржевой торговли. То есть только в том случае, когда без совершения такой сделки свободный договор купли-продажи электрической энергии и мощности в ходе биржевой торговли не мог быть заключен.

3.4.9. Правила биржевой торговли должны содержать условие о ежегодном проведении тестирования программно-аппаратного комплекса Соискателя со стороны КО на предмет соответствия порядка заключения СДЭМ, порядка регистрации КО биржевых СДЭМ, порядка определения цены электрической энергии и мощности по СДЭМ и иных условий биржевой торговли, а также порядка информационного обмена с КО требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

3.5. Правила биржевой торговли должны содержать положения о контроле соблюдения биржей требований антимонопольного законодательства о препятствовании манипулированию рыночными ценами и злоупотреблению рыночной силой.

3.6. Правила биржевой торговли должны предусматривать меры, направленные на недопущение отрицательного влияния на прочих участников биржевых торгов участия в торгах участников оптового рынка, указанных в п. 2.4 приложения 1 к Регламенту регистрации регулируемых договоров купли-продажи электроэнергии и мощности и договоров комиссии на продажу электроэнергии и мощности (Приложение № 6.2 к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка).

3.7. Стоимость услуг биржи, связанных с организацией и осуществлением биржевой торговли электрической энергией и мощностью и заключением свободных двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности, не может устанавливаться произвольно и рассчитывается исходя из необходимости компенсации бирже расходов, связанных с оказанием таких услуг, и обеспечения экономически обоснованной прибыли. При установлении участником оптового рынка – участником биржевой торговли и (или) Советом рынка обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии стоимости услуг биржи указанным выше критериям, информация о таких обстоятельствах может быть направлена в налоговые органы, а также в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

 

4. Требования к порядку информационного взаимодействия биржи с организацией коммерческой инфраструктуры

4.1. Правила биржевой торговли и программно-аппаратный комплекс Соискателя должны обеспечивать возможность передачи, получения и учета Соискателем и КО следующей информации и документов в целях информационного взаимодействия.

4.1.1.Реестр участников оптового рынка и ограничений на поставку мощности в зоны свободного перетока должен быть направлен КО биржам, включенным в Перечень, до 9 часов 00 минут первого рабочего дня каждого календарного месяца. Указанный реестр в том числе должен содержать следующую информацию:

  • дату формирования реестра;
  • код Участника оптового рынка;
  • код ГТП Участника оптового рынка;
  • тип ГТП;
  • код зоны свободного перетока, к которой относится соответствующая ГТП;
  • ограничения на поставку мощности между ЗСП;
  • предельные объемы поставки мощности в другие ЗСП, определенные для ГТПГ в соответствии с разделом 7 настоящего Регламента.

4.1.2. Реестр биржевых СДЭМ, подписанный ЭЦП биржи, должен быть направлен биржей в адрес КО не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до 26 числа месяца, предшествующего периоду поставки.

При этом реестр биржевых СДЭМ должен включать в себя, в том числе:

  • указание на код биржи, которой был сформирован реестр;
  • уникальные идентификационные номера биржевых СДЭМ;
  • указание на ГТП генерации продавца электроэнергии и мощности по биржевому СДЭМ;
  • указание на ГТП потребления (ГТП экспорта) (в т.ч. ГТП потребления поставщика) покупателя электрической энергии и мощности по биржевому СДЭМ;
  • указание на ЗСП, где осуществляется покупка мощности по биржевому СДЭМ;
  • указание на период поставки электроэнергии и мощности по биржевому СДЭМ с указанием месяца и года начала поставки и месяца и года окончания поставки;
  • тип лота, зависящий от графика поставки электроэнергии по СДЭМ и соответствующий одному из следующих вариантов:
    • базовый,
    • полупиковый,
    • пиковый;
  • объем мощности, продаваемый по договору и кратный 0,25 МВт;
  • общую стоимость биржевого СДЭМ;
  • сумму всех расходов и доходов от биржевых сделок, в результате совершения которых приобретена электрическая энергия и мощность по каждому свободному договору купли-продажи электрической энергии и мощности в ходе биржевой торговли.

4.1.3. Реестр заявок поставщиков, подписанный ЭЦП биржи, должен быть направлен биржей в адрес КО не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до 26 числа месяца, предшествующего периоду поставки.

При этом реестр поданных на биржу заявок поставщиков включает в себя в том числе:

  • дату формирования реестра;
  • идентификационный номер заявки;
  • код участника оптового рынка;
  • код ГТП генерации;
  • код зоны свободного перетока, на продажу в которой была подана соответствующая заявка;
  • код биржевого СДЭМ, в отношении которого были поданы соответствующие заявки;
  • дату подачи заявки;
  • дату снятия заявки.

4.2. Информационный обмен между КО и биржей должен осуществляться посредством электронных протоколов, требования к которым определяются в Соглашении об информационном обмене, заключаемом между биржей и КО по стандартной форме (далее – Соглашение), с применением ЭЦП биржи, выданной удостоверяющим центром КО.

4.3. Форматы и спецификации информационного обмена определяются в Соглашении.

4.4. Стандартная форма Соглашения разрабатывается КО и размещается на официальном сайте КО.

 

5. Порядок включения Соискателя в Перечень

5.1. Решение о включении Соискателя в Перечень принимается Наблюдательным советом Совета рынка на основании заявления Соискателя и представления Правления Совета рынка с учетом его технической и технологической готовности к организации и осуществлению биржевой торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке, подтвержденной КО.

5.2. Соискатель должен предоставить в Совет рынка следующие документы:

документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица и постановку на учет в налоговых органах;

лицензию на организацию биржевой торговли;

правила биржевой торговли и стандартные формы биржевых СДЭМ и иных документов, которыми оформляются сделки по результатам биржевой торговли;

список участников оптового рынка, намеренных участвовать в биржевой торговле, подписавших с биржей договоры на участие в биржевой торговле электрической энергией и мощностью (не менее 25 (двадцати пяти) договоров, из них не менее 5 (пяти) договоров, заключенных с поставщиками).

Полный перечень документов, требования к их оформлению, стандартные формы документов, необходимые для принятия решения о включении Соискателя в Перечень, утверждаются Правлением Совета рынка и публикуются на его официальном сайте в сети Интернет.

5.3. Совет рынка в течение 1 (одного) рабочего дня с момента получения комплекта документов проверяет его на полноту и корректность оформления (соответствие установленным требованиям и типовым формам).

5.4. При наличии некорректно оформленных документов или неполноте комплекта Соискателю возвращается весь комплект документов.

5.5. В течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после приема Советом рынка комплекта документов Соискателя анализируется соответствие Соискателя требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

5.6. В случае установления Советом рынка несоответствия Соискателя требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, Соискателю возвращается представленный комплект документов, а также направляется соответствующее мотивированное письменное заключение. Копия такого заключения одновременно направляется Председателю Наблюдательного совета Совета рынка.

5.7. В случае несогласия с отказом во включении в Перечень Соискатель вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном параграфом 24 Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

5.8. В случае установления Советом рынка соответствия Соискателя требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка Совет рынка передает комплект документов КО для проведения тестирования программно-аппаратного комплекса Соискателя на предмет соответствия требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и утверждаемым КО техническим и технологическим требованиям к программно-аппаратному комплексу.

5.9. Перечень технических и технологических требований к программно-аппаратному комплексу Соискателя, утверждаемый КО, должен содержать в том числе следующие требования:

к используемым протоколам информационного обмена КО и биржи;

к используемым форматам и спецификациям документов обеспечивающими информационный обмен между КО и биржей;

к использованию ЭЦП в процессе информационного обмена КО и биржи.

5.10. КО проводит тестирование программно-аппаратного комплекса Соискателя на предмет соответствия требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и техническим и технологическим требованиям к программно-аппаратному комплексу в срок не более 1 (одного) месяца после передачи ему комплекта документов Советом рынка.

5.11. В случае установления КО несоответствия программно-аппаратного комплекса Соискателя требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и (или) несоответствия технологическим и техническим требованиям к программно-аппаратному комплексу, КО направляет мотивированное письменное заключение Соискателю и Совету рынка. На основании указанного заключения Совет рынка возвращает Соискателю его комплект документов.

5.12. В случае установления КО соответствия программно-аппаратного комплекса Соискателя требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также техническим и технологическим требованиям к программно-аппаратному комплексу, Соискатель и КО подписывают Соглашение об информационном взаимодействии между биржей и КО. Стороны обязаны подписать Соглашение в течение не более 5 (пяти) рабочих дней после вынесения КО соответствующего заключения.

5.13. КО не вправе отказаться от подписания Соглашения с Соискателем, получившим заключение о соответствии программно-аппаратного комплекса требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также техническим и технологическим требованиям к программно-аппаратному комплексу.

5.14. После получения копии Соглашения Наблюдательный совет Совета рынка принимает решение о включении Соискателя в Перечень.

5.15. После принятия решения о включении Соискателя в Перечень на официальном сайте Совета рынка публикуется обновленный Перечень в установленном настоящим Положением порядке.

 

6. Порядок ведения и публикации перечня

6.1. Совет рынка ведет Перечень в электронном виде. Перечень подлежит размещению на официальном сайте Совета рынка в течение 2 рабочих дней со дня включения в него первой биржи, соответствующей требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

6.2. При изменении состава бирж, соответствующих требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, обновленный Перечень публикуется на официальном сайте Совета рынка в течение 2 рабочих дней.

6.3. Перечень содержит полное и краткое наименование юридического лица, адрес фактического места нахождения, ИНН/КПП, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, адреса интернет-сайтов бирж, фамилии и инициалы руководителя и ответственных за взаимодействие с участниками биржевой торговли и КО должностных лиц бирж, дату включения в Перечень каждой биржи, номера и даты лицензий на организацию биржевой торговли, а также любые иные сведения о биржах, включенных в Перечень, не относящиеся к коммерческой или иной охраняемой законом тайне.

 

7. Порядок исключения биржи из Перечня

7.1. Биржа может быть исключена из Перечня в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Положением.

7.2. Биржа исключается из Перечня в случае наступления любого из следующих событий:

7.2.1. отсутствие зарегистрированных биржевых СДЭМ по итогам организованных данной биржей торгов в течение 3 календарных месяцев подряд;

7.2.2. поступление в Совет рынка заявления биржи об исключении из Перечня;

7.2.3. отзыв, прекращение или приостановление действия лицензии на организацию биржевой торговли товарной биржи;

7.2.4. сокрытие биржей от Совета рынка информации о наличии к ней претензий или замечаний со стороны уполномоченных государственных органов по контролю и надзору за деятельностью биржи;

7.2.5. поступление в Совет рынка заключения КО по итогам ежегодного проводимого тестирования программно-аппаратного комплекса биржи на предмет соответствия требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также техническим и технологическим требованиям к программно-аппаратному комплексу о несоответствии биржи данным требованиям и (или) нарушении биржей Соглашения об информационном взаимодействии между КО и биржей;

7.2.6. неоднократное (два раза и более) нарушение биржей сроков и порядка представления информации, предусмотренных пунктами 3.4.2 и 3.4.3 настоящего Положения;

7.2.7. непредставление в Совет рынка изменений и дополнений в правила биржевой торговли в установленном настоящим Положением порядке;

7.2.8. принятие биржей без согласования с Советом рынка изменений правил биржевой торговли, противоречащих требованиям законодательства Российской Федерации и (или) Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка;

7.2.9. нарушение биржей антимонопольного законодательства и (или) предусмотренных правилами биржевой торговли норм, регулирующих препятствование манипулированию рыночными ценами и злоупотреблению рыночной силой.

7.3. При наступлении любого из оснований, предусмотренного п. 7.2 настоящего Положения, Правление Совета рынка в течение 15 рабочих дней с момента установления Советом рынка такого основания принимает представление об установлении оснований для исключения биржи из Перечня и в этот же срок направляет такое представление и требование Председателя Правления Совета рынка о проведении Наблюдательного совета Совета рынка Председателю Наблюдательного совета Совета рынка. Наблюдательный совет Совета рынка на основании представления Правления принимает решение об исключении биржи из Перечня либо об отсутствии оснований для исключения биржи из Перечня.

В случае приостановления действия лицензии биржа временно исключается из Перечня на срок приостановления действия лицензии.

7.4. Биржа исключается из Перечня с даты принятия решения Наблюдательным советом Совета рынка, если иной срок не установлен в таком решении.

7.5. После принятия решения об исключении биржи из Перечня обновленный Перечень публикуется на сайте Совета рынка со ссылкой на решение об исключении биржи из Перечня и указанием даты фактического исключения.

7.6. В случае несогласия с решением об исключении из Перечня биржа вправе обжаловать данное решение в порядке, предусмотренном параграфом 24 Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

 

8. Порядок согласования изменений правил биржевой торговли

8.1. Изменения в правила биржевой торговли включенной в Перечень биржи, затрагивающие вопросы порядка заключения биржевых СДЭМ и определения цены по ним, порядка предоставления информации для осуществления КО регистрации биржевых СДЭМ, а также изменения стандартных форм биржевых СДЭМ, должны быть согласованы Советом рынка до утверждения их уполномоченными органами биржи.

8.2. Иные изменения правил биржевой торговли включенной в Перечень биржи не подлежат согласованию Советом рынка и направляются в Совет рынка в течение 15 дней после их утверждения уполномоченными органами биржи.

8.3. Любые, за исключением указанных в п. 8.4 настоящего Положения, изменения правил биржевой торговли включенной в Перечень биржи подлежат публикации на официальном сайте биржи не позднее чем за 30 (тридцать) календарных дней до планируемого вступления в силу данных изменений.

8.4. Если изменения правил биржевой торговли связаны с изменениями Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, а также нормативных правовых актов, регулирующих деятельность товарных бирж, такие изменения правил биржевой торговли вступают в силу не ранее чем по истечении 10 (десяти) рабочих дней со дня их опубликования.

8.5. В течение 2 (двух) рабочих дней после получения для согласования изменений правил биржевой торговли включенной в Перечень биржи Совет рынка публикует текст планируемых изменений на официальном сайте Совета рынка в доступном всем участникам оптового рынка разделе.

8.6. Совет рынка согласовывает изменения правил биржевой торговли включенной в Перечень биржи после анализа их новой редакции (с учетом изменений и дополнений) на соответствие требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Участники оптового рынка вправе не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты публикации проекта изменений на официальном сайте Совета рынка предоставить Совету рынка обоснованные замечания в отношении опубликованных изменений правил биржевой торговли. Совет рынка при проведении анализа изменений правил биржевой торговли учитывает обоснованные замечания участников оптового рынка.

8.7. Рассмотрение изменений правил биржевой торговли осуществляется Правлением Совета рынка в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения Советом рынка новой редакции правил биржевой торговли (с учетом изменений и дополнений).

8.8. При установлении Правлением Совета рынка соответствия изменений и дополнений правил биржевой торговли биржи требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка Совет рынка в пределах срока, установленного пунктом 8.7 настоящего Положения, направляет бирже соответствующее письменное уведомление. Копия такого уведомления одновременно направляется Председателю Наблюдательного совета Совета рынка.

Согласованная Советом рынка редакция правил биржевой торговли публикуется в доступном всем участникам оптового рынка разделе официального сайта Совета рынка в течение 2 (двух) рабочих дней с даты направления соответствующего уведомления.

8.9. В случае отказа Советом рынка в согласовании изменений правил биржевой торговли в пределах срока, установленного пунктом 8.7 настоящего Положения, бирже направляется мотивированное заключение. Копия такого заключения одновременно направляется Председателю Наблюдательного совета Совета рынка.

8.10. При принятии Советом рынка изменений Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (регламентов оптового рынка), затрагивающих биржевую торговлю электрической энергией и мощностью, влекущих изменение технологии работы включенных в Перечень бирж и внутренних нормативных документов бирж, информация о таких изменениях направляется всем включенным в Перечень биржам в течение 5 (пяти) рабочих дней после их принятия.

8.11. Включенные в Перечень биржи обязаны обеспечить публикацию внутренних нормативных документов биржи, приведенных в соответствие с требованиями Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в течение 10 (десяти) рабочих дней после получения информации о принятии таких изменений.

8.12. В случае соблюдения биржей сроков, предусмотренных пунктами 8.3, 8.4 и 8.11 настоящего Положения, внутренние нормативные документы биржи не считаются несоответствующими требованиям Договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в том числе в случаях вступления изменений в Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка в силу до вступления в силу соответствующих изменений внутренних нормативных документов биржи.

8.13. При получении претензий или замечаний по деятельности биржи от уполномоченных государственных органов по контролю и надзору за деятельностью биржи такая биржа обязана письменно уведомить об этом Совет рынка в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления претензий или замечаний.