Пресс-центр

Oлег Баpкин принял участие в круглом столе в Госдуме

Москва. 28 октября 2019 года. Член Правления – заместитель Председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Oлег Бapкин принял участие в круглом столе «Состояние и перспективы развития электроэнергетики страны. Законодательный аспект», который состоялся в Государственной Думе Российской Федерации.

В своем выступлении он затронул один из самых актуальных вопросов электроэнергетической отрасли – проблему перекрестного субсидирования.

Oлег Баpкин также напомнил собравшимся, что теме перекрестного субсидирования было уделено особое внимание в рамках VI Конференции Ассоциации «Приоритеты рыночной электроэнергетики в России. Рынок для покупателя: выхода нет?», которая состоялась в Суздале 11 октября 2019 года.

«Мы много говорим о том, что с проблемой перекрестки необходимо что-то делать, но пока ничего так и не происходит. Это сложная тема, решение по которой может быть непопулярным. Однако мы видим, что в других отраслях решение не менее сложных и острых вопросов сейчас так или иначе происходит. Это значит, что нам тоже пора переходить к практическим действиям, более того, это уже должны быть срочные антикризисные меры, а не долгосрочные планы на десятилетия», - подчеркнул Член Правления – заместитель Председателя Правления Ассоциации.

По его словам, прежде всего необходимо легитимно определить и рассчитать все основные виды перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Самое простое, с чего можно начать – это проинформировать о назначении и объемах этой перекрестки участников рынка – как тех, кто из-за нее несет дополнительную финансовую нагрузку, так и тех, кого субсидируют. Одновременно разработать и согласовать набор первоочередных действий не только по перераспределению перекрестки, но и по её реальному снижению.

В качестве примера межтерриториального перекрестного субсидирования Олег Баркин привел Дальний Восток. Он отметил, что прямое субсидирование снижения тарифа не приносит пользы региону. Единственное, что таким образом стимулируется – это неэффективное энергопотребление. Если уж субсидировать, то, например, в качестве компромисса часть направляемых субсидий инвестировать в повышение эффективности генерации в этих регионах. Тогда на следующем этапе и субсидий потребуется меньше.

Еще одним плохим примером перекрестного субсидирования, межотраслевого, является строительство генерации на ТКО. «За 335 МВт побочного продукта мусоросжигания рынок ежегодно с 2023 года будет платить порядка 20 млрд рублей. Если посчитать стоимость мегаватта, станет понятно, что таких высоких цен в энергетике в принципе еще не было», - подчеркнул Член Правления – заместитель Председателя Правления Ассоциации.

Кроме того, Oлег Баркин добавил, что к своего рода форме косвенного перекрестного субсидирования можно отнести и неплатежи. Так, сумма задолженности в энергетике ежегодно прирастает на 6-7 млрд рублей. «Получается, что в этом случае тоже одни потребители платят за других. А если в отношении тех, кто не платит, еще регулярно принимаются «послабляющие» меры, то их поведение становится фактически законным и превращается, может, и не в прямую, но всё-таки перекрестку», - отметил он.

В качестве возможных мер по борьбе с перекрестным субсидированием, помимо предложенных другими докладчиками, Олег Баркин назвал приоритетное исключение перекрестки для регионов или групп населения с относительно высоким подушевым доходом, с одновременным введением адресных дотаций в отношении малоимущих, в заявительном порядке с обоснованием низких доходов. Также, безусловно, правильно применение ступенчатых тарифов. Важно введение показателей эффективности по снижению перекрестки на уровне региональных властей.

Он предложил ещё одну несложную, но радикальную меру, которая, по его мнению, поможет решению одновременно двух задач: снижения перекрестного субсидирования и повышения эффективности.

«Для высокого и среднего напряжения для большинства регионов уже несложно рассчитать стоимость электроэнергии от распределенной генерации. Можно ввести методику такого расчета, и результаты в рекомендательном порядке направлять в региональные энергетические комиссии. Тогда станет ясно, что, при установлении тарифов, которые в конечном итоге приводят к более высокой конечной цене, чем «альтернатива», повышается риск развала централизованной энергетики, причём необратимого. Возможно, такие расчеты смогут повлиять и на «эталоны», и на снижение перекрестки», - сказал он.

Также в своём выступлении Oлег Бaркин напомнил, что помимо решения проблемы перекрестного субсидирования в регулируемой части, не менее важно одновременно создавать условия для повышения эффективности в отрасли в целом. Самый надежный механизм для этого – конкуренция.

Информация об Ассоциации:

Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (Ассоциация «НП Совет рынка») создана в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

Основной целью деятельности Ассоциации является обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ).

Ассоциация «НП Совет рынка» участвует в подготовке правил оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности; разрабатывает и утверждает Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламенты оптового рынка, ведет реестр субъектов оптового рынка, осуществляет разрешение споров на рынке, а также контроль за соблюдением участниками оптового рынка правил ОРЭМ.

В соответствии с законодательством Членами Ассоциации обязаны стать все субъекты оптового рынка.

Департамент по работе со СМИ
тел. +7 495 967 05 08, доб. 80-09

www.np-sr.ru


Забыли пароль?

Данные по новому паролю, отправленны на указанную почту.