Пресс-центр

Максим Быстров принял участие в семинаре-совещании ФАС

Москва. 16 октября 2019 года. Председатель Правления Ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров принял участие во Всероссийском семинаре-совещании ФАС России «Тарифное регулирование в 2019 году и задачи органов государственного регулирования на 2020 год».

В своей презентации «Конкуренция в электроэнергетике» он остановился на наиболее острых проблемах, препятствующих развитию конкуренции, и рассказал о предложениях, реализация которых могла бы оказать позитивное влияние на ситуацию.

По оценке Совета рынка основные формальные способы оценки концентрации рыночной власти генерирующих компаний на оптовом рынке в 2008-2019 годах показывают рост рыночной концентрации во второй ценовой зоне оптового рынка. Это говорит об угрозе конкуренции.

«Одним из факторов, который также осложняет ситуацию с конкуренцией на оптовом и розничных рынках, является перекрестное субсидирование. В 2008 году его объем составлял 150 млрд рублей, а к 2019 году эта цифра выросла почти в три раза - до 400 млрд рублей», - сказал Максим Быстров.

Председатель Правления Ассоциации также особо отметил, что на объем перекрестного субсидирования негативно влияет рост числа регионов с особыми условиями функционирования энергорынков (регулируемые договора).

«Мы обратили на этот факт внимание руководства страны, после чего было принято решение об ограничении списка регионов с такими преференциями. Уже есть законопроект, который принят Госдумой в первом чтении», - сказал он.

Возвращаясь к ситуации с конкуренцией на розничном рынке, Председатель Правления Ассоциации констатировал, что ее нет. Он напомнил собравшимся, что 11 октября прошла VI Конференция Ассоциации, которая была посвящена, в том числе, обсуждению конкурентной модели на РРЭ. «В нашем понимании, это модель единой цифровой ГТП для субъектов Федерации», - подчеркнул Максим Быстров.

Реализация данной модели предполагает: цифровизацию бизнес-процессов; сокращение разногласий между ЭСК и ТСО; равные условия для гарантирующих поставщиков (ГП) и энергосбытовых организаций; сохранение ГП как «поставщика последней надежды» - компании, временно принимающей на обслуживание потребителя, пока он не заключил договор с энергосбытовой организацией.

Первый шаг к конкурентной модели - цифровой реестр розничного рынка, который должен быть создан в каждом субъекте РФ. Принципы функционирования реестра – достоверность, конфиденциальность, защищенность и легитимность. В реестре будет содержаться вся информация о потребителях, сбытовых организация, сетях, договорах, задолженности и так далее.

«Его возможно реализовать уже сейчас – для реализации не требуется создание новой законодательной базы», - добавил Максим Быстров.

Кроме того, Председатель Правления Ассоциации отметил, что Совет рынка поддерживает инициативу ФАС России по цифровизации процедуры установления тарифов.

«Мы предлагаем реализовать это посредством цифровой платформы. Важно, чтобы доступ к материалам, размещенным на ней, могли иметь все заинтересованные участники рынка, в том числе Совета рынка», - сказал он.

Это позволит ввести автоматический контроль за соблюдением сроков уведомлений о заседаниях, раскрытием информации, использованной при принятии решений для всех заинтересованных лиц, предоставит возможность организации электронного голосования.

Помимо этого, Председатель Правления Ассоциации рассказал собравшимся о том, что Совет рынка провел исследование, посвященное функционированию розничного рынка в зарубежных странах. В рамках данного исследования есть аналитика, касающаяся функционирования единых информационных порталов.

«Во многих странах каждый может зайти на портал и, например, рассчитать и выбрать для себя оптимальный тариф. А в самых продвинутых моделях через такой портал можно еще автоматически сменить поставщика, правда, при условии отсутствия у потребителя задолженности перед предыдущим поставщиком. Создание подобного портала в России станет первым шагом на пути к цифровизации розничных рынков и цифровизации принятия тарифных решений», - подчеркнул Максим Быстров.

Информационный портал розничных рынков должен будет содержать в себе: реестр субъектов; сведения о составляющих цены на электроэнергию; функционал по выбору оптимальной ценовой категории; обучающую (информационную) функцию – «подсказки» и ссылки на соответствующие нормативные правовые акты; актуальную базу тарифов. Следует также рассмотреть возможность его интеграции с порталом по технологическому присоединению.

И, завершая свое выступление, Максим Быстров еще раз вернулся к теме перекрестного субсидирования, подчеркнув, что это, безусловно, одна из самых важных проблем в отрасли.

«Напоминаю, что за счет рынка строится генерация в Крыму и в Калининграде, субсидируются мусорные заводы и 100% РД отдельных регионов, а также строительство ВИЭ. Мне кажется, что вопрос о скорейшем решении ситуации с перекресткой необходимо выносить на Госсовет», - отметил он.

Информация об Ассоциации:

Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (Ассоциация «НП Совет рынка») создана в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

Основной целью деятельности Ассоциации является обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ).

Ассоциация «НП Совет рынка» участвует в подготовке правил оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности; разрабатывает и утверждает Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламенты оптового рынка, ведет реестр субъектов оптового рынка, осуществляет разрешение споров на рынке, а также контроль за соблюдением участниками оптового рынка правил ОРЭМ.

В соответствии с законодательством Членами Ассоциации обязаны стать все субъекты оптового рынка.

Департамент по работе со СМИ
тел. +7 495 967 05 08, доб. 80-09

www.np-sr.ru


Забыли пароль?

Данные по новому паролю, отправленны на указанную почту.