Пресс-центр

Екатерина Усман приняла участие в круглом столе в Госдуме

Москва. 12 апреля 2019 года. Начальник Управления развития конкурентного ценообразования Ассоциации «НП Совет рынка» Екатерина Усман приняла участие в круглом столе «Законодательное обеспечение решения проблемы вывода из эксплуатации избыточных и неэффективных мощностей в электроэнергетике», который проводился Комитетом Государственной Думы по энергетике.

В своем выступлении она рассказала о недостатках действующего порядка вывода генерирующих объектов из эксплуатации, а также озвучила ожидания от нового механизма.

«Проблема избытка генерации – это общая проблема рынка. Потребителям приходится оплачивать избыточную мощность, а генераторы теряют в ценах на мощность и электроэнергию на конкурентном рынке. Это также проблема собственников, которые порой вынуждены работать себе в убыток. Поэтому Совет рынка, безусловно, поддерживает изменения в законодательство, которые позволят эту ситуацию изменить в лучшую сторону», - сказала Екатерина Усман.

Она напомнила, что в текущей процедуре вывода генерации отсутствует возможность выбора наиболее эффективного решения - продолжение эксплуатации генерирующего объекта или реализация замещающих мероприятий. Кроме того, во многих случаях отсутствует возможность реализации замещающих мероприятий: нет механизма финансирования, нет обязательств по реализации замещающих мероприятий и ответственности за их неисполнение. Неэффективное оборудование, которое приносит убытки собственнику из-за отсутствия индексации цен (тарифов) на продажу мощности, продолжает работать в течение неограниченного срока, а значит ухудшается надежность электроснабжения потребителей.

Говоря о новой конструкции вывода генерации, Екатерина Усман отметила, что необходима процедура выбора оптимального варианта замещающих мероприятий.

По ее словам, новым законопроектом предусматривается схема вывода генерации из эксплуатации, которая позволит решить много проблем.

Так, в том случае, если после рассмотрения заявления собственника генерации, Минэнерго России принимает решение о том, что вывод объекта из эксплуатации невозможен, существует развилка: либо выбор оптимального варианта замещающих мероприятий, либо принятие решения о продолжении эксплуатации станции (если оно более экономически оправдано, чем все замещающие мероприятия).

Если же лучшим вариантом для конкретной станции признается продолжение эксплуатации, то для нее устанавливается специальный тариф, который должен учитывать в том числе финансирование мероприятий необходимых для продолжения успешной и безаварийной работы.

Если выгоднее провести замещающие мероприятия, то устанавливается срок их реализации, а срок эксплуатации станции продлевается ровно на столько, сколько необходимо для замещения этой генерации. Помимо этого, предусматривается механизм финансирования замещающих мероприятий, по реализации которых станция сможет получить согласование на вывод из эксплуатации.

«Важно, чтобы подзаконные акты содержали четкий порядок действий и описывали, в том числе, последствия невыполнения замещающих мероприятий, особенно в случае, если такие мероприятия уже профинансированы», - подчеркнула Екатерина Усман.

По ее словам, основным фактором, который повлияет на выбор пути, будет экономический - на основании оценки стоимости того или иного варианта для потребителей.

Прежде всего, необходимо будет оценить, сколько стоит продолжение эксплуатации объекта с учетом затрат на «реновацию» оборудования.

Затем, собственник (генерирующая компания) должны будут предоставить Минэнерго России согласованные предложения по замещающим мероприятиям в части развития электросети с указанием капитальных затрат на их реализацию, согласованные с Системным оператором и сетевыми компаниями.

После этого будет производиться финансовая оценка строительства новой мощности.

И на завершающем этапе Ассоциация «НП Совет рынка» выдаст заключение об экономических последствиях для потребителей по каждому из предложенных вариантов замещения, а также от продолжения эксплуатации. В итоге Минэнерго России выберет наиболее сбалансированный вариант.

В качестве возможных замещающих мероприятий начальник Управления развития конкурентного ценообразования Ассоциации назвала: строительство электросетевого оборудования (соответствующие инвестиции для сетевой компании); строительство новой генерации (финансирование строительства/гарантия возврата собственнику инвестиций).

Безусловно, в обоих случаях необходимо обеспечить оплату мощности старого генерирующего оборудования по тарифам, обеспечивающим возможность эксплуатации генерирующего оборудования в течение периода реализации замещающих мероприятий.

Информация об Ассоциации:

Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (Ассоциация «НП Совет рынка») создана в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».

Основной целью деятельности Ассоциации является обеспечение функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ).

Ассоциация «НП Совет рынка» участвует в подготовке правил оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности; разрабатывает и утверждает Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка и регламенты оптового рынка, ведет реестр субъектов оптового рынка, осуществляет разрешение споров на рынке, а также контроль за соблюдением участниками оптового рынка правил ОРЭМ.

В соответствии с законодательством Членами Ассоциации обязаны стать все субъекты оптового рынка.

Департамент по работе со СМИ
тел. +7 495 967 05 08, доб. 80-09


Забыли пароль?

Данные по новому паролю, отправленны на указанную почту.