Ассоциация «НП Совет рынка» совместно с фондом «Сколково» провела открытый семинар о проблемах переработки ТКО

20 июня 2019 года в технопарке «Сколково» проведен открытый семинар по теме «Проблемы переработки твердых коммунальных отходов (ТКО). От локальных экспериментов к полноценному рынку отрасли обращения с отходами», организованный Кластером энергоэффективных технологий фонда «Сколково» совместно с Ассоциацией «НП Совет рынка».

На семинаре, вызвавшем значительный интерес энергетического сообщества и представителей компаний, специализирующихся в переработке твердых коммунальных отходов, обсуждались следующие основные вопросы:

  • принципы построения комплексной системы обращения с отходами, планирование и реализация мероприятий по обращению с отходами;
  • мировая практика и возможность применения в Российской Федерации различных технологий обращения с отходами, в том числе технологий получения энергии из отходов;
  • практика отнесения отходов к ВИЭ и механизмы субсидирования отрасли обращения с отходами, в том числе через рынки электрической энергии (мощности);
  • опыт и преимущества переработки отходов и использования вторичных материалов.

Докладчиками на мероприятии представлены перспективные и хорошо зарекомендовавшие себя технологии обращения с отходами, детально рассмотрены вопросы и возможности раздельного сбора, сортировки и переработки макулатуры, пластиковых, органических отходов, отходов электронной промышленности, производства альтернативного топлива RDF.

Участниками семинара подтверждена необходимость обязательного комплексного и взвешенного подхода к решению проблем с отходами. Решая проблему утилизации отходов, необходимо в безусловном порядке добиваться соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а также экономической целесообразности реализуемых технологий обращения с отходами.

По итогам семинара участники пришли к следующим ключевым выводам:

  • реализация проектов строительства экотехнопарков (форма кооперации организаций по обработке и утилизации ТКО, поддерживаемая государством как приоритетный инвестиционный проект в рамках программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности») позволяет обеспечить реализацию комплексной схемы обращения с отходами, полностью перерабатывая отходы;
  • экотехнопарки должны включать в себя, помимо высококачественной автоматической сортировки, технологические линии компостирования, производства техногрунта и, опционально, производство биогаза и альтернативного топлива (RDF);
  • генерирующие объекты в составе экотехнопарков, функционирующие на RDF или биогазе, позволяют обеспечить собственное энергопотребление, а также дополнительно осуществлять поставку электрической, тепловой энергии и холода промышленным и бытовым потребителям без перекрестного межотраслевого субсидирования с рынков электрической энергии;
  • реализация проектов строительства экотехнопарков возможна при текущем уровне тарифов на прием отходов;
  • по результатам анализа мирового опыта следует, что мусоросжигание как правило осуществляется с выработкой тепловой энергии, поставляемой близлежащим промышленным или бытовым потребителям;
  • современные технологии обработки отходов эффективны и позволяют добиться стратегических показателей отрасли обращения с отходами при наличии раздельного сбора ТКО (например, при дуальной системе - органика и неорганика), при этом организация раздельного сбора позволяет добиться 50-60% извлечения полезных компонентов из ТКО;
  • диспоузеры (измельчители пищевых отходов) позволяют решить проблему органических отходов в составе ТКО, в том числе исключить неприятные запахи и повысить качество вторичных материалов после сортировки ТКО;
  • мусоросжигание приводит к повышению класса опасности отходов (образование золы III класса опасности), требующих захоронения на специализированных полигонах;
  • альтернативное топливо из отходов востребовано цементной промышленностью, при этом утилизация золошлаковых отходов может происходить в составе производимого цемента;
  • мусоросжигание с выработкой энергии является обезвреживанием ТКО, а не его утилизацией по смыслу Федерального закона «Об отходах производства и потребления», поскольку при сжигании все полезные фракции безвозвратно уничтожаются;
  • применение монотехнологии (сжигание ТКО) в отрасли обращения с отходами может привести к невыполнению целевых показателей по утилизации, установленных нацпроектом «Экология», что негативно отразится на оценке эффективности деятельности региональных властей;
  • по результатам анализа мирового опыта следует, что производство энергии за счет сжигания ценных (неорганических) фракций в составе ТКО не относится к производству энергии за счет использования возобновляемых источников энергии;
  • все способы утилизации (переработки) отходов (сортировка с высокой долей извлечения полезных фракций, компостирование, производство техногрунта, производство биогаза, производство RDF) могут быть экономически эффективными в Российской Федерации;
  • мусоросжигание с выработкой энергии является энергетически неэффективным по причине крайне высоких инвестиционных и эксплуатационных затрат, по сравнению с любыми другими типами генерации в Российской Федерации;
  • реализация проектов мусоросжигания с выработкой энергии приводит к увеличению объемов межотраслевого и межтерриториального перекрестного субсидирования, что приводит к значительному снижению доступного инвестиционного ресурса в электроэнергетической отрасли и полностью искажает ценовые сигналы и механизмы ответственности в сфере обращения с отходами.


Забыли пароль?

Данные по новому паролю, отправленны на указанную почту.