Тел.: +7 (495) 967-05-08; 967-05-09

Факс: +7 (495) 967-00-22

Оптовый рынок

В настоящее время на территории Российской Федерации действует двухуровневый (оптовый и розничный) рынок электроэнергии и мощности. На оптовом рынке продавцами и покупателями являются генерирующие компании, операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании (в части приобретения электроэнергии для покрытия потерь при передаче), крупные потребители. Субъекты оптового рынка могут выступать в роли как продавцов, так и покупателей электроэнергии и мощности. Для получения статуса участника оптового рынка организация должна удовлетворять требованиям, изложенным в утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года № 1172 Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) и в Договоре о присоединении к торговой системе оптового рынка.
 
Большая часть генерирующих активов страны сосредоточена в тепловых генерирующих компаниях оптового рынка электроэнергии (ОГК), федеральной гидрогенерирующей компании оптового рынка (ПАО «Русгидро»), 14 территориальных генерирующих компаниях (ТГК) и государственном концерне «Росэнергоатом». Магистральными высоковольтными линиями электропередачи управляет ПАО «ФСК ЕЭС», (дочерняя компания ПАО «Россети», образованного в 2013 году на базе ОАО «Холдинг МРСК», контролирующим акционером является государство). Диспетчерское управление единой энергосистемой России осуществляет системный оператор (ПАО «СО ЕЭС»). В числе крупных компаний отрасли следует также упомянуть контролируемые государством вертикально-интегрированный холдинг ПАО «РАО ЭС Востока», объединяющий генерацию, распределение и сбыт электроэнергии дальневосточных регионов, и ПАО «Интер РАО ЕЭС» – оператора экспорта-импорта электроэнергии, владеющего генерирующими активами в России и за рубежом.
 
Оптовый рынок электроэнергии и мощности функционирует на территории регионов, объединенных в ценовые зоны. В первую ценовую зону входят территории Центрального, Северо-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского федеральных округов, во вторую – Сибирского федерального округа. В неценовых зонах (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам. 
 
Основные принципы функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности
 
На оптовом рынке торгуются два товара – электроэнергия и мощность. Мощность – особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования к продавцу мощности поддержания в готовности генерирующего оборудования для выработки электроэнергии установленного качества в объеме, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника.
 
Принципы функционирования оптового рынка определяются Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными  Постановлением Правительства Российской Федерации №1172 от 27 декабря 2010 года.
 
Рынок электроэнергии
 
Электрическая энергия в пределах ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности может продаваться следующими способами: по регулируемым ценам (в рамках регулируемых договоров) и по конкурентным (нерегулируемым) ценам (по ценам конкурентного отбора на рынке на сутки вперед и на балансирующем рынке, а также в рамках свободных договоров).
 
С 2011 года регулируемые договоры (РД) заключаются только в отношении объемов электроэнергии и мощности, предназначенных для поставок населению, приравненным к населению группам потребителей, а также гарантирующим поставщикам, контролируемым МРСК Северного Кавказа и республики Тыва.
 
Цены (тарифы) на поставку электрической энергии и мощности по регулируемым договорам рассчитываются по определяемым федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов формулам индексации цен. Объемы поставки электроэнергии и мощности по РД устанавливаются в рамках формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии таким образом, чтобы для включенного в сводный баланс производителя электроэнергии и мощности поставки по РД не превышали 35% от полного объема поставки электрической энергии (мощности) на оптовый рынок, определенного в балансовом решении для соответствующего производителя.
           
Объемы электроэнергии, не покрываемые регулируемыми договорами, реализуются по нерегулируемым ценам в рамках свободных договоров, рынка на сутки вперед (РСВ) и балансирующего рынка (БР).
 
При заключении свободных договоров участники рынка самостоятельно определяют контрагентов, цены и объемы поставки электрической энергии. 
 
Рынок на сутки вперед (РСВ) представляет собой проводимый коммерческим оператором (ПАО «АТС») конкурентный отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. На РСВ осуществляется маржинальное ценообразование, т.е. цена определяется путем балансирования спроса и предложения и распространяется на всех участников рынка. Цена РСВ определяется для каждого из более чем 8500 узлов обеих ценовых зон. При этом в первую очередь в объемы планового производства включаются объемы электроэнергии, в отношении которых поданы заявки с предложением наиболее низких цен, а в объемы планового потребления – объемы, которые покупатели готовы купить по наиболее высокой цене или включенные в ценопринимающие заявки (отражает готовность покупателя купить объем электроэнергии по любой, сложившейся на РСВ цене).
 
Индексы цен и объемы торговли на РСВ публикуются в ежедневном режиме на сайте ПАО «АТС».
 
РСВ за сутки до поставки определяет плановые объемы производства и потребления, однако фактическое потребление неизбежно отличается от планового. Торговля отклонениями фактических объемов производства/потребления от плановых осуществляется в режиме реального времени на балансирующем рынке. При этом за каждые 3 часа до часа фактической поставки системный оператор (ПАО «СО ЕЭС») проводит дополнительные конкурентные отборы заявок поставщиков с учетом уточненного прогнозного потребления в энергосистеме, экономической эффективности изменения загрузки станций и требований системной надежности.
 
Отклонения фактического потребления от планового квалифицируются собственными или внешними инициативами. Отклонение по собственной инициативе возникает по причине действий участника рынка (потребителя или поставщика), по внешней – в результате команд Системного оператора. Отличие фактического объема производства электроэнергии от запланированного на РСВ в меньшую сторону (поставщик выработал меньше графика – отклонение вниз) приводит к покупке им на БР объема электроэнергии, равного соответствующему отклонению. При выработке объема, превышающего запланированный на РСВ (отклонение вверх), поставщик продает на БР соответствующее отклонение. Аналогичным образом объемы покупки и продажи отклонений на БР определяются для покупателей с той разницей, что покупатель, потребивший больше планового объема РСВ, покупает электроэнергию на БР, а потребивший меньше – продает. Стоимость отклонений формируется таким образом, чтобы стимулировать участников к более точному исполнению планового потребления и производства электроэнергии, определенного на РСВ, и к выполнению команд системного оператора. Таким образом, на БР «штрафуются» участники рынка, допускающие наибольшие отклонения фактических потребления и выработки от плановых по собственной инициативе, и «премируются» участники, придерживающиеся планового потребления и максимально точно выполняющие команды Системного оператора. На основе стоимости отклонений определяются предварительные требования и предварительные обязательства БР, разница между которыми формирует небаланс балансирующего рынка. Отрицательный небаланс распределяется между участниками пропорционально их собственным инициативам. Положительный небаланс распределяется между поставщиками, пропорционально величине исполнения внешних инициатив, и потребителями, максимально точно придерживающимися планового потребления. Такая система распределения небаланса является дополнительным стимулирующим и дисциплинирующим фактором для участников рынка.
 
Рынок мощности
 
Существует несколько механизмов реализации мощности на оптовом рынке:
 
  • покупка/продажа мощности, отобранной по итогам конкурентного отбора мощности, по договорам купли-продажи мощности, заключенным по итогам конкурентного отбора мощности;
  • покупка/продажа мощности по свободным договорам купли-продажи мощности (СДМ);
  • покупка/продажа мощности по договорам о предоставлении мощности и по договорам купли-продажи мощности новых атомных станций и гидроэлектростанций, аналогичным ДПМ;
  • покупка/продажа мощности генерирующих объектов, отнесенных к генерирующим объектам, поставляющим мощность в вынужденном режиме;
  • покупка/продажа мощности по регулируемым договорам (в объемах поставки населению и приравненным категориям);
  • покупка/продажа мощности, производимой квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ), по договорам о предоставлении мощности, заключенным по результатам конкурсных отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ.
 
Конкурентный отбор мощности (КОМ), проводимый системным оператором, лежит в основе рынка мощности и определяет, какая мощность будет оплачиваться на оптовом рынке.
 
До 2015 года КОМ проводились только на 1 год вперед (на следующий год). Постановлением Правительства Российской Федерации № 893 от 27 августа 2015 года утверждены новые правила проведения КОМ и усовершенствованы принципы торговли мощностью на оптовом рынке. Начиная с 2016 года в рамках КОМ мощность ежегодно отбирается на год, наступающий через три календарных года после года проведения  КОМ. В 2015 году проводится КОМ на 2016-2019 годы.
 
КОМ проводится по ценовым зонам без разделения на зоны свободного перетока (ЗСП). Индексация производится в случае, если КОМ проводился более чем на 1 год вперед. При этом цена КОМ индексируется за период с 1 января года, следующего за годом проведения КОМ, до 1 января года поставки, в соответствии с ИПЦ, уменьшенным на 1%.
 
В долгосрочном рынке мощности объем спроса на конкурентном отборе мощности задается зависимостью объема спроса от цены на мощность: по более низкой цене покупатели готовы приобрести больший объем мощности, по более высокой цене – меньший. График функции спроса представляет собой отрезок прямой, проходящей через две точки, значения которых задаются отдельно для каждой ценовой зоны и для каждого КОМ. В первой точке объем спроса  определяется методикой Минэнерго исходя из прогноза пикового потребления в ценовой зоне и планового коэффициента резервирования, цена для КОМ 2016 года установлена на уровне 150 тыс.руб/МВт для первой ценовой зоны и 210 тыс.руб/МВт для второй ценовой зоны. Во второй точке объем спроса увеличен на 12% относительно значения в первой точке, цена для КОМ 2016 года установлена на уровне 110 тыс.руб/МВт для первой ценовой зоны и 150 тыс.руб/МВт для второй ценовой зоны.
 
Цена КОМ соответствует максимуму из цен в отобранных заявках и цены, при которой функция спроса принимает значение, равное совокупному объему отобранной мощности (включая мощность, подлежащую оплате вне зависимости от результатов КОМ). Цена КОМ для каждой ценовой зоны одинакова для всех отобранных генерирующих объектов. Мощность, не прошедшая конкурентный отбор, не оплачивается.
 
По мере приближения к году поставки в случае превышения уточненного спроса на мощность над объемом подлежащей оплате генерирующей мощности возможно проведение корректирующего конкурентного отбора мощности. Обязательной оплате, не зависящей от результатов КОМ, подлежит мощность, введенная по ДПМ и аналогичным ДПМ договорам с новыми АЭС и ГЭС, а также генерирующих объектов, работа которых необходима для поддержания технологических режимов работы энергосистемы или поставок тепловой энергии (вынужденные генераторы).
 
Оплата мощности, поставленной вынужденными генераторами, осуществляется по цене, установленной уполномоченным федеральным органом (или Правительством Российской Федерации) не выше цены мощности в предшествующем году при продаже по результатам конкурентного отбора мощности или в вынужденном режиме. Решение об отнесении генератора к вынужденным принимается до проведения КОМ. Исключением могут быть только генерирующие объекты, относительно которых после проведения КОМ было заявлено о намерении вывода из эксплуатации, и при этом Минэнерго было выдвинуто требование об отсрочке такого вывода в связи с угрозой наступления дефицита энергоснабжения. Мощность генераторов, работающих в вынужденном режиме, и мощность, введенная по ДПМ и аналогичным договорам с новыми АЭС и ГЭС, при проведении КОМ включается в ценопринимающую часть предложения.
 
Оплата мощности распределяется следующим образом: финансовая нагрузка по оплате мощности генерирующих объектов, отобранных КОМ, а также мощность объектов, получающих оплату по ДПМ, распределяется по всем потребителям ценовой зоны. Мощность объектов, отнесенных к вынужденным генераторам в связи с угрозой наступления дефицита энергоснабжения, оплачивается потребителями соответствующей ЗСП. Мощность объектов, отнесенных к вынужденным генераторам в связи с угрозой наступления дефицита теплоснабжения, оплачивается потребителями соответствующего субъекта Российской Федерации.
 
В декабре 2010 года завершилась кампания по подписанию договоров о предоставлении мощности (ДПМ). Объект тепловой генерации, введенный по договору о предоставлении мощности, получает гарантию оплаты мощности на 10 лет (20 лет для договоров, аналогичных ДПМ, заключаемых в отношении мощности новых АЭС и ГЭС), обеспечивающую возврат капитальных и эксплуатационных затрат и установленный уровень доходности. Размеры эксплуатационных и капитальных затрат, а также принципы расчета цены мощности по ДПМ, определены в постановлении Правительства Российской Федерации № 238 от 13.04.2010.
 
КОМ на 2015 год был проведен в сентябре 2014 года. Ценовые заявки на продажу мощности были поданы 79 участниками в отношении 419 электростанций по 1182 генерирующим единицам мощности (ГЕМ). По итогам КОМ были отобраны заявки 49 поставщиков в отношении 233 станций, отобранный объем мощности составил 150 106 МВт.
 
К вынужденным генераторам в связи с угрозой наступления дефицита теплоснабжения были отнесены 38 станций, дефицита энергоснабжения – 30 станций, дефицита теплоснабжения и электроснабжения – 20 станций. Суммарный объем установленной мощности вынужденных генераторов составляет 29 419 МВт.
 
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 года № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» с 2013 года проводятся конкурсные отборы инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии (далее – ОПВ). ОПВ проводится на 4 года вперед отдельно для каждого вида генерирующих объектов, функционирующих на основе использования разных видов ВИЭ: фотоэлектрического преобразования энергии солнца, энергии ветра и энергии потоков воды, за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электростанциях. Целевые показатели величин объемов ввода объектов ВИЭ и предельные величины капитальных затрат, используемые в целях проведения ОПВ, определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2009 года № 1-р. По результатам ОПВ заключаются договоры о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ (ДПМ ВИЭ), цена в которых определяется исходя из капитальных затрат на строительство объекта ВИЭ, с учетом степени локализации такого объекта и размером прибыли с оптового рынка электрической энергии (мощности) по истечении срока окупаемости и до окончания срока службы.  Период поставки мощности по договорам о предоставлении мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ, на оптовый рынок заканчивается по истечении 15 календарных лет с указанной в договоре даты начала поставки мощности.
 
По итогам ОПВ, проведенных в 2013-2014 гг., отобрано 76 объектов, суммарный объем установленной мощности которых составляет 1081 МВт. Поставка мощности на оптовом рынке первого объекта, введенного в рамках ДПМ ВИЭ, началась 1 апреля 2015 года.