Тел.: +7 (495) 967-05-08; 967-05-09

Факс: +7 (495) 967-00-22

Общая информация

Российская электроэнергетика

Структура отрасли

Субъекты электроэнергетики
 
В соответствии с Федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 к субъектам электроэнергетики относятся лица (организации), осуществляющие производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
 
Функционирование энергосистемы Российской Федерации основано на сочетании действующей под государственным контролем технологической и коммерческой инфраструктуры, с одной стороны, и взаимодействующих между собой в конкурентной среде организаций, осуществляющих выработку и сбыт электроэнергии, с другой.
 
К организациям технологической инфраструктуры относятся компания, управляющая ЕНЭС -  единой национальной электрической сетью (ПАО «ФСК ЕЭС»), организация, осуществляющая диспетчерское управление (АО «СО ЕЭС») и межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК). К организациям коммерческой инфраструктуры относятся АО «Администратор торговой системы» (АО «АТС»), АО «Центр финансовых расчетов» (АО «ЦФР») и Ассоциация «НП Совет рынка», созданная в целях соблюдения баланса интересов между участниками рынка электроэнергии и для обеспечения единства функционирования коммерческой инфраструктуры. Деятельность инфраструктурных организаций, в том числе ценообразование и условия взаимодействия с контрагентами, подлежит государственному регулированию и контролю.
 
Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электроэнергии на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо конечным потребителям. Сбытовые организации приобретают электроэнергию на оптовом и розничных рынках и продают ее конечным потребителям.
 
На оптовом рынке электрической энергии и мощности торговля электроэнергией и мощностью генерирующими компаниями, сбытовыми организациями и крупными потребителями-участниками оптового рынка электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 №1172 Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности. Подписание Договора о присоединении и вступление в саморегулируемую организацию участников оптового рынка электроэнергии и мощности (Ассоциация «НП Совет рынка») является обязательным условием участия в купле-продаже электроэнергии и мощности на оптовом рынке.
 
В соответствии с Федеральным законом №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается. Таким образом, совмещение в пределах одной ценовой зоны естественно-монопольных видов деятельности с конкурентными не допускается, в то же время в конкурентных видах деятельности объединение разных видов деятельности возможно (например, генерирующая компания может владеть сбытовыми организациями, но не может владеть сетями).
 
На территориях неценовых зонах оптового рынка (Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока), где по технологическим причинам организация рыночных отношений в электроэнергетике пока невозможна, реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам и по регулируемым ценам (тарифам).
 
Требования об обеспечении разделения по видам деятельности не распространяются на технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы и на территории, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы, ввиду отсутствия или ограничения конкуренции. Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, осуществляется функционирующими в пределах этих систем субъектами оперативно-диспетчерского управления без участия системного оператора. Реализация электроэнергии и мощности на данных территориях осуществляется только по регулируемым ценам (тарифам).
 
Кроме того, совмещение функций сетевой организации и энергосбытовой организации также допускается, если на сетевую компанию решением Минэнерго России возлагается исполнение функций гарантирующего поставщика до проведения конкурса и выбора нового гарантирующего поставщика.
 
Потребители электроэнергии
 
Потребителями электроэнергии являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Крупные потребители (располагающие энергопринимающим оборудованием с суммарной присоединенной мощностью не менее 20 МВА и в каждой группе точек поставки не менее 750 кВА) могут приобретать электроэнергию непосредственно на оптовом рынке, при условии выполнения требований, предъявляемых к участникам ОРЭМ. Прочие категории потребителей покупают электроэнергию у энергосбытовых компаний, в том числе гарантирующих поставщиков, а также могут приобретать электроэнергию у производителей электрической энергии, не являющихся участниками ОРЭМ.
 
Диспетчерское управление
 
Оперативно-диспетчерское управление в Единой энергосистеме России осуществляет Системный оператор (АО «СО ЕЭС»). Главная функция Системного оператора – контроль за соблюдением технологических параметров функционирования энергосистемы. Для исполнения этой функции Системный оператор может отдавать обязательные к исполнению команды генерирующим и сетевым компаниям, потребителям с регулируемой нагрузкой. Также Системный оператор контролирует очередность вывода в ремонт генерирующих и сетевых мощностей, осуществляет контроль за исполнением инвестиционных программ генерирующими и сетевыми компаниями.  
 
Системный оператор участвует в обеспечении функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности: осуществляет актуализацию расчетной модели, на основе которой Коммерческий оператор производит расчет объемов и цен на электроэнергию оптовом рынке электроэнергии и мощности, осуществляет выбор состава включенного генерирующего оборудования, проводит конкурентный отбор мощности (КОМ) и обеспечивает функционирование балансирующего рынка – торговли отклонениями фактических объемов производства и потребления электроэнергии от плановых.
 
100 процентов голосующих акций АО «СО ЕЭС» принадлежит государству.
 
Сетевая инфраструктура рынков электроэнергии
 
Сетевые организации осуществляют передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям. Деятельность сетевых организаций является естественно-монопольной и регулируется государством.
 
Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (платы) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям, включая утверждение органами исполнительной власти условий типовых договоров и порядка их заключения.
 
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договор на оказание услуг по передаче является публичным и обязательным для заключения со стороны сетевой организации по обращению потребителя услуг. 
 
Основные обязательства сетевой организации и потребителя услуг при исполнении договора на передачу электрической энергии устанавливаются Правилами недискриминационного доступа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861.
 
По специфике основных условий среди договоров на передачу могут быть выделены следующие группы: 
 
1) Договоры «сетевая организация - конечный потребитель».
  
2) Договоры «сетевая организация - гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация)».
Отличием договоров данной группы состоит в том, что в них предусматриваются не только условия взаимодействия между сетевыми и энергосбытовыми организациями, но и дополнительные условия, описывающие порядок взаимодействия по обслуживанию большой массы мелких и средних потребителей.
 
3) Договоры «сетевая организация - сетевая организация».
Такой тип договоров должен содержать дополнительно перечень объектов электросетевого хозяйства межсетевой координации, в отношении которых необходимо осуществлять совместный мониторинг эксплуатационного состояния, координацию ремонтных работ и прочие мероприятия.
 
Для ПАО «ФСК ЕЭС» плательщиками по договору являются владельцы присоединенных к ней сетевых объектов, в том числе иные владельцы объектов ЕНЭС, если они самостоятельно оказывают услуги по передаче электрической энергии. То есть, территориальные сетевые организации обязаны оплачивать владельцам ЕНЭС, в том числе ПАО «ФСК ЕЭС», их долю услуг по передаче электрической энергии.
 
Для территориальных сетевых организаций условия взаиморасчетов (направление платежа, размер платежа) по договорам «сетевая организация - сетевая организация» существенным образом зависят от принятой в субъекте РФ модели установления тарифов на услуги по передаче. С 2008 года для всех потребителей, находящихся в субъекте Российской Федерации, стало обязательным установление единых («котловых») тарифов, дифференцированных по уровням напряжения.
 
Система тарифов на услуги по передаче электрической энергии основана на следующих двух главных принципах: 
 
  • Каскадный принцип: часть необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на высоком уровне напряжения учитывается вместе с НВВ сетевых организаций на среднем напряжении при формировании тарифа на среднем уровне напряжения и так далее по цепочке до низкого уровня напряжения. Соответственно, для потребителя услуг по передаче тариф включает расходы по оплате услуг по передаче всей «вышестоящей» сетевой инфраструктуры, с использованием которой осуществлялась (могла осуществляться) передача электроэнергии для этого потребителя;
  • Принцип единых («котловых») тарифов. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей в одном регионе на одном классе напряжения (а также в иных сопоставимых условиях) должны быть равны, вне зависимости от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены.
   

Регулирование оптового рынка электроэнергии и мощности 

Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ), в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 23.03.2003 №35-ФЗ, представляет собой сферу обращения особых товаров - электрической энергии и мощности - в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации. В торговле на оптовом рынке электроэнергии принимают участие крупные производители и крупные покупатели электрической энергии и мощности, а также иные лица, получившие статус субъекта оптового рынка и действующие на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
 
Правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются Федеральным законом «Об электроэнергетике», а также правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка.
 
Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми и принимаемыми Ассоциацией «НП Совет рынка».
 
Правилами оптового рынка регулируются отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в части, в которой это предусмотрено Федеральным законом «Об электроэнергетике». Режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается также в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
 
В случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, на оптовом рынке регулируются отношения, связанные с оборотом иных необходимых для организации эффективной торговли электрической энергией товаров и услуг.
 
Основные принципы организации ОРЭМ
 
Основными принципами организации оптового рынка являются:
 
  • свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;
  • свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка;
  • свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;
  • учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;
  • взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
  • обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
 
Полномочия Правительства России в части регулирования ОРЭМ
 
В части регулирования оптового рынка электроэнергии и мощности в ведении Правительства Российской Федерации находятся следующие вопросы:
 
  • утверждение правил оптового рынка;
  • установление правил оказания услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощности;
  • утверждение правил заключения и исполнения публичных договоров на оптовом рынке;
  • утверждение правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе сроков рассмотрения вопроса об их установлении, исчерпывающего перечня представляемой документации, порядка проведения обязательной экспертизы предложений и коллегиального принятия решений;
  • утверждение основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющих принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике;
  • установление порядка подачи ценовых заявок субъектами оптового рынка, порядка их отбора и определения равновесной цены оптового рынка с учетом особенностей его ценовых зон;
  • определение и изменение границ ценовых зон оптового рынка с учетом технологических и системных ограничений Единой энергетической системы России.
 
Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляют:
 
  • государственное регулирование цен (тарифов), в том числе установление их предельных (минимального и (или) максимального) уровней, за исключением цен (тарифов), государственное регулирование которых в соответствии с федеральными законами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности размера и правильности применения указанных цен (тарифов);
  • контроль за соблюдением субъектами оптового рынка требований законодательства Российской Федерации;
  • контроль за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры;
  • установление прибавляемой к равновесной цене оптового рынка надбавки для определения цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;
  • установление обязательного для покупателей электрической энергии на оптовом рынке объема приобретения электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;
  • создание общедоступной системы раскрытия информации на оптовом рынке. 
 
Полномочия Ассоциации «НП Совет рынка» в части регулирования ОРЭМ
 
Функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивают следующие организации:
 
  • саморегулируемая организация - совет рынка (Ассоциация «НП Совет рынка»);
  • коммерческий оператор оптового рынка (АО «АТС»);
  • иные организации, на которые в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры (АО «ЦФР»).
 
Ассоциация «НП Совет рынка» осуществляет следующие функции:
 
  • определение порядка ведения и ведение реестра субъектов оптового рынка, принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка;
  • разработка формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли на оптовом рынке электрической энергией, мощностью, иными товарами, обращение которых осуществляется на оптовом рынке, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на оптовом рынке;
  • организация системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;
  • установление системы и порядка применения имущественных санкций за нарушение правил оптового рынка;
  • участие в подготовке проектов правил оптового и розничных рынков и предложений о внесении в них изменений;
  • осуществление контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектами оптового рынка и организациями коммерческой и технологической инфраструктур;
  • признание генерирующих объектов функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированными генерирующими объектами;
  • ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии;
  • осуществление контроля за соблюдением покупателями электрической энергии на оптовом рынке обязанности по приобретению определенного объема электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, по цене, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • участие в работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в части регулирования тарифов (цен) в электроэнергетике.
 
Государственный контроль за деятельностью Ассоциации
 
В целях обеспечения государственного контроля за деятельностью совета рынка уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:
 
  • обладает правом вето в отношении решений органов управления совета рынка;
  • направляет в органы управления совета рынка вопросы, обязательные для рассмотрения и подлежащие включению в повестку общего собрания Членов Ассоциации или заседания органов управления совета рынка, к компетенции которых относится решение данных вопросов;
  • принимает решение по обязательному для рассмотрения и направленному в органы управления совета рынка вопросу в случае, если указанные органы в течение 45 дней не приняли по нему решение. 
 
Контроль за деятельностью организаций коммерческой инфраструктуры осуществляется Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, в том числе посредством участия в работе Наблюдательного совета Ассоциации «НП Совет рынка».