Тел.: +7 (495) 967-05-08; 967-05-09

Факс: +7 (495) 967-00-22

Общая информация

Зарубежная электроэнергетика

ЕС

США

Китай

Индия

Бразилия

Южная Корея

ЕС

Основным органом ответственным за разработку и согласование энергетической политики ЕС является Генеральная дирекция по энергетике (до 2010 года – Генеральная дирекция по энергетике и транспорту). Последующие ступени регулирования относятся к уровню отдельных стран участниц ЕС, в каждой из которых могут действовать различные системы управления отраслью.
 
При этом по одному регулятору электроэнергетики от каждой страны ЕС входят в ассоциацию регуляторов ERGEG (European Regulators' Group for Electricity and Gas). Ассоциация была образована Еврокомиссией в качестве консультативного органа по вопросам создания внутреннего рынка электроэнергии. Основной деятельностью ассоциации является разработка законопроектов и стратегических документов по развитию отрасли.
 
Структура отрасли
 

Либерализация рынков ЕС не предполагала обязательной приватизации – во многих странах по-прежнему остались крупные генерирующие компании, большая часть акций которых принадлежит государству (Италия, Швеция). В целом, для ЕС характерны крупные компании, обладающие большой долей и властью на рынке соответствующих стран – EdF во Франции, EdP в Португалии, Electrabel в Бельгии и др.

Зарубежка

 

Функции передачи электроэнергии и управления режимами энергосистем в большинстве стран организационно объединены и выполняются Системными операторами.  На территории ЕС действуют в настоящий момент 34 системных оператора, объединенных в ассоциацию ENTSO-E, которая в соответствии с Третьим Пакетом энергетических законов осуществляет функции общеевропейского планирования и координации функционирования параллельно работающих энергосистем.

 
Реформа отрасли
 
В соответствии с Директивой 2003/54/EC от 26.06.2003 для стран-участниц Евросоюза установлено обязательство по дерегулированию и либерализации электроэнергетики. Директива также предполагает последующее объединение локальных рынков электроэнергии в единый внутренний рынок ЕС.
 
График реформы:
 
  • Либерализация национальных рынков электроэнергии (2005-2007)
  • Развитие региональных рынков (2005-2009)
  • Координация между рынками (2005-2010)
  • Интеграция на европейском уровне (2007-2012)
 
В качестве целей реформы выдвинуты: повышение эффективности электроэнергетики, снижение цен на электроэнергию, улучшение качества обслуживания и рост конкуренции.
 
Реформа предполагает, в первую очередь, разделение вертикально-интегрированных энергокомпаний по видам деятельности и обеспечение конкуренции в секторах генерации и сбыта электроэнергии. Речь идет лишь о юридическом разделении, которое не предполагает обязательной смены владельца при условии, что операторы передающих и распределительных сетей обеспечивают недискриминационный доступ к сети с экономически обоснованной ценой подключения. Ключевым элементом разделения является формирование независимых органов управления и принятия решений в передающих, распределительных и генерирующих компаниях.
 
Директива нацелена на создание совместимых условий поставки электроэнергии потребителям в странах-членах ЕС, что позволит в дальнейшем прийти к единому европейскому рынку электроэнергии. К таким условиям относятся: уровень конкуренции на рынке, экономическая обоснованность стоимости электроэнергии, возможность свободного выбора поставщика, система тендеров для введения новой мощности, снижение выбросов CO2 в атмосферу и др.
 
Основные сложности, с которыми столкнулась эта реформа:
 
  • сложившаяся система функционирования электроэнергетики – нехватка и неоптимальное размещение сетевой инфраструктуры; национальный (а не транснациональный) характер генерации – препятствует объединению рынков;
  • асимметрия информации о фактических показателях энергосистем осложняет координацию рынков разных регионов;
  • отсутствие прозрачности при торговле электроэнергией;
  • крупный размер и рыночная власть энергокомпаний сдерживают развитие конкуренции.
 
Еврокомиссия в настоящий момент прилагает усилия по борьбе с перечисленными сложностями путем внедрения Третьего Пакета энергетических законов.
 
Рынки электроэнергии
 
В результате реформы европейский рынок электроэнергии представляет собой конгломерат соединенных между собой региональных рынков (Балтия; Восточная Центральная Европа; Западная Центральная Европа; Южная Центральная Европа, Северная Европа; Юго-Западная Европа и  «Франция-Великобритания-Ирландия»).
 
Одной из ключевых проблем для  формирования единого рынка на данный момент является наличие перегрузок на трансграничных сечениях между региональными рынками. Предполагается решить эту проблему путем стимулирования инвестиций в сетевую инфраструктуру и завершить формирование единого рынка к 2012 году.
 
Зарубежка1
 
Наиболее развитым рынком считается рынок Северной Европы, в особенности его скандинавская часть, где на бирже NordPool организованы торги «на сутки вперед» и балансирующий рынок. На этом рынке наблюдаются одни из самых низких цен в Европе, а ликвидность превышает 30%.
 
На территории ЕС действует 9 основных бирж электроэнергии: NordPool, EEX, IPEX, Powernext, APX NL, APX UK, Belpex, Endex и Omel, однако в последние годы отмечается тенденция к слиянию бирж и расширению охватываемой ими территории. На всех биржах торговля осуществляется в режиме «на сутки вперед», на некоторых из них также существуют внутридневные, балансирующие и фьючерсные рынки.
 
Несмотря на проведенную либерализацию, во многих странах сохраняется существенная доля регулируемых поставок электроэнергии. В большей степени это касается новых членов ЕС – Болгарии, Эстонии, Литвы, Латвии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, однако регулируемые тарифы для населения сохраняются и в некоторых странах с развитыми рынками, таких как Франция и Италия.
 
Рынок мощности ЕС в явном виде отсутствует, но в отдельных странах (например, Испании), действуют нерыночные механизмы платы за мощность: всем производителям, которые подают рыночные заявки, выплачивается фиксированный сбор (устанавливаемый в административном порядке), даже если предлагаемая ими электроэнергия не была отобрана в порядке возрастания цены.

 

США

Регулирование отрасли
 
К основным государственным регулирующим органам в электроэнергетике США относятся:
 
  • Министерство энергетики,
  • FERC,
  • Комиссии штатов по коммунальному обслуживанию.
 
Министерство энергетики США обладает общими полномочиями: разрабатывает общую энергетическую политику, осуществляет надзор в области электроэнергетики и отвечает за поддержание надежности энергосистем, их экономической устойчивости, и обеспечение экологической безопасности.
 
В сферу полномочий FERC входит регулирование торговли электроэнергией на межрегиональном уровне (между штатами), а также услуг по передаче электроэнергии. С момента создания в 1977 году основные усилия FERC направлены на развитие оптовых рынков электроэнергии, повышение надежности и эффективности систем электропередачи.
 
Перед FERC стоят следующие задачи:
 
  • регулирование цен на оптовых рынках электроэнергии;
  • обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии;
  • обеспечение раскрытия информации о системах передачи электроэнергии и порядке доступа к ним и др.
 
Регулирование электроэнергетики на уровне отдельных штатов осуществляется Комиссиями по коммунальному обслуживанию, официальное название и набор полномочий, которых различаются по штатам. В сферу компетенции региональных властей входит, как правило, регулирование розничной торговли в пределах штата и распределения электроэнергии, вопросы организации и деятельности в пределах штата коммунальных энергокомпаний.
 
Помимо государственных органов важную роль в отрасли играет Североамериканская корпорация по надежности (North American Electric Relibility Corporation (NERC). NERC представляет собой саморегулируемую некоммерческую организацию, в которую входят представители всех сфер отрасли: энергокомпаний, государственных органов, потребителей. К основным функциям NERC относится выработка, согласование и контроль за соблюдением стандартов надежности функционирования энергосистем, мониторинг и анализ проблем, связанных с надежностью. Если прежде стандарты надежности носили, как правило, рекомендательный характер и не подкреплялись действенными санкциями, в настоящее время они являются обязательными для субъектов отрасли.
 

Структура генерации, 2008 г. (по данным Управления информации об энергетике США)

Зарубежка2
 
Рефрма отрасли
 
В 1930-1980-х годах электроэнергетика в США представляла собой регулируемую монополию. При этом в собственности вертикально-интегрированных коммунальных предприятий находились как генерирующие, так и сетевые активы, а производство, передача и распределение электроэнергии были объединены в единую услугу – поставку потребителям электроэнергии по тарифам.
 
Масштабное строительство коммунальными предприятиями капиталоемких объектов, таких как атомные электростанции, на фоне экономического спада в экономике США и сокращения электропотребления в 70-х годах XX века привело к росту тарифов на электроэнергию, что вызвало обеспокоенность и протесты потребителей.
 
В целях повышения энергосбережения и энергоэффективности, а также для обеспечения энергетической безопасности в 1978 году Конгресс США принял Закон о политике регулирования общественных коммунальных предприятий (PURPA).
 
Этот закон положил начало процессу реформирования электроэнергетики США и переходу от регулируемой монополии к конкуренции.
 
Закон предусматривал появление новой категории производителей электроэнергии – «квалифицированных электростанций», к которым относились электростанции с установленной мощностью менее 50 МВт, использующие технологии когенерации и возобновляемые источники энергии (ВИЭ). В соответствии с законом коммунальные предприятия были обязаны закупать электроэнергию у «квалифицированных электростанций» по цене равной собственным издержкам на производство электроэнергии.
 
Динамичный рост количества «квалифицированных электростанций» в последующие годы и опыт их успешной работы привели к тому, что традиционные вертикально интегрированные коммунальные предприятия перестали быть единственным источником поставок электроэнергии.
 
Изменения в технологиях производства (появление газотурбинных агрегатов с комбинированным циклом) и передачи электроэнергии существенно способствовали развитию конкуренции в электроэнергетике США.
 
Технологический прогресс был удачно дополнен изменениями в регулировании.
 
В 1992 г. Конгресс США принял Закон об энергетической политике 1992 г. (EPACT), направленный на развитие конкурентного ценообразования и снижение барьеров для входа на рынок.
Важнейшим средством достижения стратегической цели – развития конкуренции – стало разделение видов деятельности на естественно-монопольные (передача электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентные (генерация, сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) и обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии.
 
Закон об энергетической политике 1992 г. обязал коммунальные предприятия предоставлять услуги по передаче электроэнергии третьим лицам по ценам, равным затратам. Кроме того, этот закон предоставил возможности для появления нового класса поставщиков электроэнергии, освобожденных от правил регулирования цен на электроэнергию на основе затрат, обязательных для всех коммунальных предприятий.
 
На Федеральную комиссию по регулированию энергетики (далее – FERC) была возложена обязанность по обеспечению исполнения данного закона. Во исполнение закона FERC изданы приказы №№ 888 и 889 от 24 апреля 1996 года, предусматривающие меры по решению проблем недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, в том числе создание электронных систем предоставления информации о доступной пропускной способности системы электропередачи.
 
Приказ FERC № 888 установил возможность добровольной передачи коммунальными энергокомпаниями управления передающими сетями независимым системным операторам (Independent System Operator) - ISO.
 
Следующим этапом стал вступивший в силу с начала 2000 г приказ FERC № 2000., который предусматривал функциональное разделение видов деятельности - выделение передачи электроэнергии в самостоятельную структуру, управляющую магистральными сетями региона - Региональную передающую компанию (Regional Transmission Organization) – RTO.
 
В настоящее время в США действуют следующие ISO/RTO:
 
  • PJM (функционирует на большей части территории штатов Пенсильвания, Нью-Джерси, Мэриленд, Делавэр, федеральный округ Колумбия, Виргиния, Западная Виргиния и Огайо, а также частично территорию штатов Иллинойс, Мичиган, Индиана, Кентукки, Южная Каролина и Теннесси);
  • ISO NE (НСО Новой Англии) (функционирует на территории штатов Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд, Вермонт);
  • NYISO (НСО Нью-Йорка);
  • Electric Reliability Council of Texas (ERCOT) (Совет по электроэнергетической надежности Техаса);
  • CAISO (НСО Калифорнии);
  • Southwest Power Pool (SPP) (функционирует на территории штатов Канзас, Оклахома, а также частично территорию штатов Небраска, Нью-Мексико, Техас, Луизиана, Миссури, Миссисипи и Арканзас);
  • Midwest Reliability Organization (MRO) (Организация по надежности Среднего Запада) (функционирует на территории Северная Дакота, Южная Дакота, Небраска, Миннесота, Айова, Висконсин, Иллинойс, Индиана, Мичиган, а также частично территорию штатов Монтана, Миссури, Кентукки и Огайо).
 
В результате трансформации подходов государства к регулированию электроэнергетики сформировались современные задачи ее реформирования - изменения структуры отрасли и взаимоотношений между ее субъектами. Реформа заключается, прежде всего, в развитии конкурентных отношений в электроэнергетике, в связи с чем решаются задачи формирования межрегиональных конкурентных рынков, разделения видов деятельности, формирования единого оперативно-диспетчерского управления и управления сетями передачи электроэнергии в пределах регионов и на межрегиональном уровне.
 
Рынки электроэнергии Развитие конкуренции в электроэнергетике привело к вытеснению ценообразования на основе издержек рыночным ценообразованием, предусматривающим формирование цены на электроэнергию на основе спроса и предложения.
Распространение рыночного ценообразования способствовало развитию в США оптовых рынков электроэнергии, которые существенно различаются по географии (несколько соседних штатов или в пределах штата), структуре рынка, принятым стандартам и механизмам торговли, составу участников и другим показателям. При этом сформированные и формирующиеся конкурентные оптовые рынки уже действуют на территории, где проживает 70% населения США.
 
Примерами развитых рынков электроэнергии являются рынки PJM, ISO NE и NYISO, где организованы рынки электроэнергии реального времени, рынки электроэнергии на сутки вперед, рынки системных услуг, рынки мощности (RPM в PJM) и рынки финансовых прав на передачу.
 
Организация торговли электроэнергией в зонах управления ERCOT и CAISO отличается тем, что в них отсутствуют рынки мощности и рынки на сутки вперед.
 
Как в регионах с организованными рынками электроэнергии, так и в регионах, где организованные рынки электроэнергии отсутствуют, торговля электроэнергией может осуществляться по двусторонним договорам, заключаемым производителями электроэнергии напрямую с потребителями.

 

Китай 

Регулирование отрасли

Основным органом, ответственным за регулирование электроэнергетики Китая, является Государственная комиссия по регулированию электроэнергетики  (ГКРЭ), основанная в 2002 году. К компетенции ГКРЭ относятся:

  • общее регулирование электроэнергетики страны, создание прозрачной системы регулирования и прямое управление региональными подразделениями ГКРЭ;
  • разработка нормативно-правовой базы отрасли и правил рынков электроэнергии;
  • участие в разработке планов развития электроэнергетики и рынков электроэнергии;
  • мониторинг работы рынков, обеспечение добросовестной конкуренции на рынке, регулирование неконкурентных видов генерации и деятельности по передаче электроэнергии;
  • участие в разработке и обеспечение применения технических стандартов и стандартов безопасности, количественных и качественных нормативов в электроэнергетике;
  • контроль соблюдения экологического законодательства;
  • внесение, исходя их рыночных условий, предложений по тарифообразованию в государственный орган, ответственный за ценообразование, пересмотр уровней тарифов, регулирование тарифов и сборов за системные услуги;
  • расследование нарушений нормативно-правовых актов участниками рынка и урегулирование споров между ними;
  • контроль внедрения положений политики по обеспечению всеобщей электрификации;
  • организация исполнения программ реформы отрасли в соответствии с указаниями Государственного совета.

     

Структура отрасли

В секторе производства электроэнергии основными игроками являются:

  • 5 групп генерирующих компаний, образованных в результате реорганизации Государственной энергетической корпорации по принципу равномерности распределения активов. Эти группы компаний контролируются на национальном уровне, и их доля в общей выработке составляет 39%;
  • иные национальные генерирующие компании (10%);
  • региональные государственные энергетические компании (45%);
  • независимые генераторы (6%).

     

Китай структура генерации 

Организациями, ответственными за передачу электроэнергии в Китае, являются Государственная электросетевая корпорация и Южнокитайская электросетевая корпорация, которые контролируют 7 региональных сетевых компаний и 31 провинциальную сетевую компанию. Распределением электроэнергии занимаются более 3000 районных распределительных сетевых компаний, также в основном подчиняющихся электросетевым корпорациям.

Реформа отрасли

В качестве ключевой цели реформирования электроэнергетики Китая ставилось построение такой системы рынков электроэнергии, которая позволит создать стимулы к конкуренции, повысить эффективность, оптимизировать расходы, усовершенствовать механизмы ценообразования на электроэнергию, оптимально распределить ресурсы, способствовать развитию отрасли и строительству сетевой инфраструктуры по всей стране.

Первым шагом реформы стало создание в 1997 году Государственной энергетической корпорации, что позволило отделить коммерческую деятельность от административного регулирования.
 
Дальнейшие этапы реформы сформулированы в 10-м пятилетнем плане КНР (2001-2005 год):
  • разделение генерации и сетевой деятельности;
  • функциональное разделение нецелевых видов деятельности внутри корпорации (планирование, моделирование, строительство и др.);
  • обеспечение прямого доступа на рынок для крупных потребителей;
  • формирование конкурентных региональных рынков электроэнергии;
  • создание системы подачи заявок на доступ к сети;
  • приведение розничного тарифообразования в соответствие с требованиями рынка.
Часть этапов реформы была реализована в 2002 году, когда была основана Государственная комиссия по регулированию электроэнергетики и произведена реорганизация Государственной энергетической корпорации. В процессе реформы проведено разделение корпорации по видам деятельности – на генерирующие и сетевые компании. В 2004 году запущены пилотные проекты рынков электроэнергии на западе и северо-западе Китая.
 

Рынки электроэнергии

Рынки электроэнергии в Китае находятся на стадии формирования и становления. Планируется поэтапное развитие конкуренции – в настоящий момент конкурентная борьба ведется исключительно между генераторами, в дальнейшем предполагается введение на оптовом рынке конкуренции, позволяющей крупным потребителем выходить на рынок, а затем и создание условий для возникновения конкурентных механизмов на розничном рынке.

Общая концепция рынка электроэнергии Китая предусматривает создание трехуровневой структуры – национального рынка, региональных рынков и рынков электроэнергии на уровне провинций.
 
Модель национального рынка предполагает двусторонние сделки по межрегиональной торговле электроэнергией, при этом крупные производители получат возможность подавать заявки напрямую на национальный рынок, минуя уровень регионального. Основная цель национального рынка – обеспечить снабжение энергодефицитных регионов за счет регионов с избытком генерации по экономически обоснованной цене с учетом перегрузок на межрегиональных сечениях. Однако модель рынка пока не утверждена на национальном уровне.
 
Пилотные проекты региональных рынков электроэнергии реализовывались на основе двух различных моделей. Рынок электроэнергии Северо-Западного Китая представляет собой единый оптовый рынок региона, в то время как рынок Западного Китая обладает иерархической структурой, в которой рынки электроэнергии на уровне провинций сосуществуют с общерегиональным рынком. Предполагалось, что в дальнейшем региональные рынки будут формироваться по той или иной типовой модели.
 
Однако в результате резкого ценового скачка, произошедшего в 2006 году, функционирование этих моделей рынков было приостановлено. Действующая модель региональных рынков предполагает, что генерирующие компании в дополнение к обслуживанию локальных потребителей, могут подавать заявки на рынок региона, а компании, снабжающие розничных потребителей, могут докупить на региональном рынке электроэнергию в случае дефицита выработки на рынке провинции. Сделки проводятся один раз в месяц, и основным фактором, ограничивающим их, являются перегрузки на линиях электропередачи, соединяющих провинции внутри одного региона. 
 
Рынки электроэнергии на уровне провинций спроектированы на основе модели «единого закупщика». Аукционы проводятся один или два раза в месяц, однако в большинстве случаев заявки могут подаваться лишь на 30% вырабатываемой электроэнергии, а оставшаяся часть электроэнергии отбирается по принципу обеспечения равного количества часов выработки за год. Для защиты от манипулирования рынком организатор торгов устанавливает потолок ценовых заявок.
 
6 пробных рынков на уровне провинций были запущены в Китае еще в 1999-2000 годах с целью получения практического представления о функционировании оптовых рынков и необходимой инфраструктуре для поддержки таких рынков. В дальнейшем они уступили место пилотным проектам региональных рынков, запущенным в 2004 году.

 

Индия

Регулирование отрасли

Министерство энергетики Индии является главным органом государственной власти, отвечающим за развитие электроэнергетики в стране и формирование энергетической политики. Реализация внутренней энергетической политики на уровне штатов страны находится в компетенции правительств 28 штатов Индии.
 
Тарифы на производство электроэнергии генерирующими компаниями, принадлежащими государству, и на передачу электроэнергии по магистральным сетям  устанавливаются Центральной регулирующей Комиссией Индии. На региональном уровне деятельность энергокомпаний регулируется 28 соответствующими государственными регулирующими Комиссиями штатов.
 

Структура электроэнергетики

34% генерирующих активов контролируется Правительством  Индии на национальном уровне. Наиболее крупные  генерирующие компании – Национальная гидрогенерирующая корпорация, Атомная энергетическая корпорация Индии, Национальная теплоэнергетическая корпорация.
 
На уровне отдельных штатов  Правительство Индии владеет 52,5 %  генерирующих компаний и распределительными компаниями.
 
Под контролем государства находится национальная корпорация PowerGrid of India, отвечающая за функционирование и развитие  национальной энергосистемы.
 
13,5 % генерации в энергокомпаниях на уровне штатов принадлежат частным владельцам. 

структура Китая

 

Реформа отрасли
На протяжении последних десятилетий Правительством Индии взят курс на либерализацию и приняты меры для стимулирования частных инвестиций в электроэнергетику при сохранении государственного регулирования этой отрасли.
 

Закон об Электроэнергии, принятый в 2003 году, стал основным государственным актом реформирования электроэнергетики. Положениями этого закона отменены требования обязательного лицензирования проектов строительства генерирующих объектов, созданы условия для развития конкуренции и привлечения иностранных инвесторов, запущены процессы разделения по видам деятельности и допуску частных инвесторов в сектора отрасли.

Следующими инициативами, реализованными на национальном уровне, стали:
  • Программа по национальной энергетической политике (2005), положившая начало созданию конкурентных рынков электроэнергии в Индии;
  • Программа электрификации аграрных районов (2005);
  • Правила открытого доступа (2008), узаконившие отделение права собственности на системы электропередачи от функций по управлению режимами энергосистемы;
  • Запуск торгов на первой энергетической бирже (2008)
  • Национальный план действий в отношении климатических изменений (2008), предусматривающий развитие рынка электроэнергии, вырабатываемой ВИЭ, и рынка энергоэффективности на площадках энергетических бирж;
  • Правила работы рынков электроэнергии (2010), ориентированные на развитие электроэнергетики Индии в условиях конкуренции на рынках электроэнергии, улучшение энергоснабжения и защиту интересов потребителей;
  • и продвижение конкуренции
 
В соответствии с планом Правительства «Энергия для всех к 2012 году» установленная мощность электростанций Индии должна возрасти до 200 ГВт к 2012 году с существующих 145 ГВт и достичь уровня 400 ГВт к 2020. Согласно этому плану ожидается, что половина инвестиций в электроэнергетику будет сделана частными инвесторами – как в генерацию, так и в системы передачи и распределения электроэнергии.
 
В целях привлечения частных инвестиций в электроэнергетику Правительством Индии выпущено специальное Руководство, определяющее правила и условия участия частных инвесторов в проектах по генерации, передаче и распределению электроэнергии.
 
Рынки электроэнергии
 
Торговля электроэнергией получила определение как отдельный вид деятельности в Законе об Электроэнергии, принятом в 2003 году.
 
Для развития торговли электроэнергией установлены следующие этапы:
  • Определение соответствующей регулирующей Комиссией тарифа на продаваемую электроэнергию по формуле «издержки производства  + нормативная доходность»;
  • Определение тарифа на основе конкурсных торгов;
  • Ценовая конкуренция производителей электроэнергии и открытие рынка.
 
На первом этапе Центральной Регулирующей Комиссией установлены долгосрочные тарифы на контрольный период с 01.04.2004 по 31.03.2009 и контрольный период с 01.04.2009 по 31.03.2014 для находящихся под контролем государства электростанций – на производимую электроэнергию, и для Системного оператора Power Grid – на передачу электроэнергии и диспетчеризацию.
Государственными регулирующими Комиссиями большинства штатов тарифы на производство и распределение электроэнергии для государственных предприятий, управляемых на уровне штатов, и на продажу электроэнергии потребителям устанавливаются ежегодно, за исключением нескольких штатов, которые с принятием Закона об электроэнергии в 2003 г. перешли на формирование среднесрочных тарифов на трехлетний срок.
 
В соответствии с Законом об Электроэнергии для реализации второго этапа развития торговли электроэнергией Правительством Индии разработаны подробные рекомендации по формированию тарифов на основе проводимых конкурсных торгов на закупку электроэнергии. Дополнительно предусмотрено расширение сроков действия лицензий с одного года до семи лет и введены правила выдачи лицензий на срок более семи лет.
 
С июня 2002 года в Индии начала функционировать Энергетическая торговая корпорация Индии (PTC), основным видом деятельности которой на первом этапе являлась закупка излишков электроэнергии у генерирующих компаний и последующая продажа дефицитным вертикально-интегрированным энергокомпаниям штатов по экономически обоснованной стоимости, обеспечивающей оптимальное соотношение интересов продавцов и покупателей электроэнергии.
 
PTC не имела в собственности ни генерирующих, ни сетевых активов и функционировала в качестве единственного поставщика, минимизирующего финансовые и операционные риски покупателей и продавцов электроэнергии, путем гарантий своевременной оплаты производителям электроэнергии и гарантий исполнения обязательств по поставке электроэнергии покупателям.
Стоимость услуг PTC определялась в виде фиксированной платы за поставку мощности или в процентах от стоимости поставляемой электроэнергии и заранее известна как покупателям, так и продавцам, что обеспечивает прозрачность и предсказуемость формирования цен на электроэнергию.
 
С целью стимулирования реализации долгосрочных проектов строительства генерирующих мощностей PTC организовала заключение многолетних контрактов под будущие поставки электроэнергии в форме Соглашений о закупке электроэнергии.
 
Эти Соглашения заключены, как правило, с несколькими покупателями на 80% будущих поставок электроэнергии (20% зарезервированы для продажи на спотовом рынке) и признаны кредитными организациями как финансовые гарантии возврата кредитных средств для проектов в электроэнергетике.
 
27 июня 2008 года в соответствии с решением Центральной регулирующей комиссии в Индии начала свое функционирование Первая общеиндийская энергетическая биржа, через которую в настоящее время продается 94% электроэнергии, вырабатываемой на территории 23 штатов страны, в том числе по срочным недельным и месячным контрактам.
 
С октября 2008 года в Индии начала функционировать Вторая общеиндийская  энергетическая биржа, основной задачей которой стало развитие торговли электроэнергией между штатами страны, что позволило вовлечь в торговый оборот 6 % от производимой в стране электроэнергии.
 
Основными биржевыми инструментами в настоящее время являются:
  • контракты «на сутки вперед»;
  • ежедневные срочные контракты на недельные и месячные периоды до даты поставки электроэнергии.
В соответствии с принятыми в последнее время решениями обе биржи должны быть преобразованы в единую Национальную энергетическую биржу, которая должна начать свою деятельность в 2011 году. Основным регулирующим органом единой биржи станет Федеральная комиссия по форвардным рынкам.

 

Бразилия 

Регулирование отрасли
 
Основные положения политики в области электроэнергетики определяются президентом страны на основе предварительных консультаций, проводимых Советом Национальной Политики в Области Энергетики и Комитетом Профильных Министерств (CNPE).
 
В состав CNPE входят Министерство горнодобывающей промышленности и энергетики (MME), Министерство финансов и Министерство окружающей среды. MME является ведущим министерством для электроэнергетического сектора.
 
За стратегию и планирование развития электроэнергетики кроме MME отвечает Государственная Исследовательская компания в энергетике (EPE), которая обеспечивает поддержку MME в управлении энергетическим сектором. EPE разрабатывает стратегию на 10-летний период с ежегодной корректировкой и на 25-летний период с корректировкой раз в 3-4 года.
 
Ключевые документы, определяющие правила функционирования электроэнергетики Бразилии, разрабатываются в EPE и передаются в MME для дальнейшего утверждения на CNPE.
 
Независимым регулятором является Национальное агентство по электроэнергетике (ANEEL) - автономный орган, утвержденный законодательно, административно связанный c MME, но не являющийся подчиненным ему. ANEEL отвечает за регулирование и контроль деятельности по генерации, передаче и распределению электроэнергии в соответствии с действующим законодательством, директивами и политикой Правительства.
 
Две некоммерческих организации, регулируемые ANEEL, ответственны за диспетчеризацию энергосистемы и управление рынком:
  • независимый Национальный оператор энергосистемы (ONS);
  • Электроэнергетическая торговая палата (CCEE) – коммерческий оператор.
 
Структура отрасли
 
Электроэнергетические предприятия Бразилии можно условно разделить на четыре группы в соответствии с формами собственности, к которым эти предприятия принадлежат: интернациональные, государственные, муниципальные и частные.
 
Согласно данным за 2005 год единственным интернациональным предприятием, работающим в электроэнергетике Бразилии, является генерирующая компания Itaipu. Области деятельности государственных компаний подразделяются следующим образом:
  • Eletrobrás – генерация, передача, распределение;
  • Eletronuclear, CGTEE – генерация;
  • Furnas, Chesf, Eletrosul – генерация, передача;
  • Eletronorte – генерация, передача, распределение;
  • Boa Vista, Manaus – распределение;
  • NUCLEN – ядерная энергетика;
  • CEPEL – исследования.
Муниципальные предприятия CESP, CEMIG, COPEL, CEEE занимаются генерацией, передачей и распределением, Transmissão Paulista – только передачей электроэнергии, а еще 11 муниципальных компаний – исключительно распределением. К категории частных предприятий относятся 5 генерирующих компаний и 40 компаний, занимающихся распределительной деятельностью.
 
Самым крупным объединением в секторе является холдинг Eletrobras, 78% акций которого в настоящий момент принадлежит государству. Под контролем Eletrobras находятся  40% установленной генерирующей мощности, 60% линий электропередачи и государственные распределительные компании.
 
Десятью крупнейшими компаниями по установленной мощности являются CHESF, Furnas, Eletronorte, Itaipu, CESP, входящие в холдинг Eletrobras, и CEMIG-GT, Tractebel, COPEL-GER, AES TIETÊ, Duke Energy.
 
В Бразилии сетевые распределительные компании, кроме основной деятельности по распределению отвечают за поставку электроэнергии конечным потребителям, за исключением категории свободных потребителей - крупных потребителей.
 
Национальная Объединенная Энергосистема (Rede Basica / SIN) – одна из самых больших объединенных энергосистем в мире как по протяженности сетей, так и по установленной мощности. Вне SIN существует изолированная система для части региона Амазонии, которая контролируется Eletrobras.
 
Бразилия имеет электрические линии связи с Парагваем, Аргентиной, Венесуэлой и Уругваем, по которым осуществляется импорт/экспорт электроэнергии.
 
Структура генерации
 
Структура генерации Бразилии
Бразилия вместе с Канадой и Китаем входит в тройку стран с наибольшей выработкой гидроэлектроэнергии. ТЭС, являющиеся резервом на время сезонов низкой водности, сильно зависят от импортируемого топлива.
 
В настоящее время усиленное внимание уделяется развитию возобновляемых источников электроэнергии – ветровой энергетике, электростанциям на биомассе (в частности, на этаноле), малым гидроэлектростанциям и солнечной энергетике.
 
Реформа отрасли
 
Изначально электроэнергетический сектор Бразилии развивался на основе вложений частного капитала. До 1930-х годов производство электроэнергии контролировали в основном два крупных иностранных объединения – Американо-Канадское (Group Light) и Американское (AMFORP).
 
С 30-х годов государство начало проводить политику  национализации электроэнергетики. В 1961 году были созданы Eletrobrás и MME, а в 1978-м году государством был куплен Group Light.
 
К 90-м годам основой электроэнергетического сектора Бразилии являлись вертикально интегрированные компании, в основном принадлежащие государству. Гиперинфляция, политика дотируемых тарифов и недостаточное финансирование привели к необходимости реформирования электроэнергетики.
 
В 1996 году были проведены реформы, направленные на либерализацию рынка. Для надзора за функционированием новой системы был создан ANEEL (закон 9427/1996), а в 1998 году созданы ONS и Оптовый рынок электроэнергии (MAE) (закон 9648/1998), который начал работать с 2001 года после определения нормативов и правил функционирования. С 1995 по 1998 годы было приватизировано 60% распределительных компаний.
 
Результатом этих мер стали: сокращение государственных расходов на инвестирование в развитие инфраструктуры за счет привлечения частного капитала и стимулирования свободной конкуренции, значительное повышение уровня обслуживания потребителей, снижение объёмов хищения электроэнергии, неплатежей и технических потерь.
 
В то же время многолетняя засуха, повлиявшая на объем производства электроэнергии в условиях доминирования гидроэнергетики, несовершенный механизм регулирования и управления отраслью, неудачное распределение инвестиций и их недостаточный объем, а также опережающий предложение спрос на электроэнергию нивелировали положительный эффект от реформ и явились основными причинами кризиса 2001-2002 гг.
 
Основными направлениями новой реформы стали централизация принятия решений и придание большей роли государственному регулированию. В рамках реформы также решались задачи обеспечения надежности энергоснабжения потребителей и предоставления всеобщего доступа к электроэнергии посредством социальных программ. Современная модель энергетического рынка была принята Правительством Бразилии в 2004 г  (закон 10847/2004 и закон 10848/2004).
 
В рамках новой модели были созданы следующие структуры:
 
EPE, отвечающая за планирование в электроэнергетике;
Комитет по надзору в энергетике (CMSE), главная функция которого – оценка надежности электроснабжения;
CCEE, ответственная за обеспечение непрерывности деятельности рынка MAE в объединенной энергосистеме.
 
Удачные элементы старой модели, такие как, например, схема организации управления отраслью, оптимизированная в течение 2001-2002 гг., были сохранены.
 
В настоящее время правительство Бразилии проводит корректировку нормативно-правовой базы с целью повышения эффективности реформы.
 
Рынки электроэнергии
 
В Бразилии существуют две площадки для заключения договоров купли-продажи электрической энергии:
  • В рамках регулируемого рынка  - площадка Ambiente de Contrataçăo Regulado (ACR) для заключения регулируемых договоров (на год вперед, на 3 и 5 лет вперед), на которой представлены субъекты генерации и распределения электрической энергии. Купля-продажа осуществляется через ежегодный аукцион, организуемый ANEEL по запросу MME.
  • В рамках нерегулируемого рынка  - площадка Ambiente de Contrataçăo Livre (ACL) для заключения нерегулируемых договоров, на которой представлены субъекты генерации, сбытовые организации, импортеры и экспортеры электроэнергии, а также крупные потребители.
В настоящее время энергосистема функционирует как устойчивый пул с централизованным диспетчерским управлением, позволяющим сократить операционные затраты.
 
Каждую неделю оператор ONS устанавливает для каждого рыночного сегмента оптимальные цены на электроэнергию, производимую гидро- и теплоэлектростанциями, и маржинальные операционные затраты (CMO).
 
Коммерческие отношения между членами палаты CCEE регулируются договорами купли-продажи электрической энергии. Все договоры, заключаемые между участниками в рамках Национальной объединенной энергосистемы, должны регистрироваться палатой CCEE. При регистрации указываются только стороны, объем электроэнергии и срок действия договора. Цена договора купли-продажи электрической энергии палатой CCEE не фиксируется и устанавливается сторонами в двустороннем порядке.
 
Палата CCEE фиксирует разницу между фактическим и договорным объемом производства или потребления. Положительная или отрицательная разница продается на краткосрочном рынке по цене, которая зависит от стоимости устранения отклонений и определяется еженедельно по каждому из трех уровней нагрузки и по каждому рыночному сегменту с учетом операционных маржинальных затрат.
 

  Южная Корея

Регулирование отрасли
 
Регулирование электроэнергетической отрасли в Южной Корее осуществляется Корейской электроэнергетической комиссией (Korean Electricity Comission - KOREC, далее – Комиссия), созданной в апреле 2001 года при Министерстве коммерции, промышленности и энергетики (Ministry of Commerce, Industry and Energy – MOCIE, в настоящее время – Министерство интеллектуальной экономики (Ministry of Knowledge Economy).
 
Основными задачами Комиссии являются: создание конкурентной среды для электроэнергетических компаний, разрешение вопросов, затрагивающих права энергопотребителей, и урегулирование споров, относящихся к предпринимательской деятельности в электроэнергетике.
 
Комиссия состоит из девяти членов, включая Председателя Комиссии, назначаемого Президентом Южной Кореи по рекомендации Министра интеллектуальной экономики.
В компетенцию Комиссии входят следующие вопросы:
  • принятие стандартов и правил, относящихся к предпринимательской деятельности в электроэнергетике;
  • контроль за соблюдением генерирующими компаниями установленных отраслевых правил;
  • урегулирование споров между генерирующими компаниями или потребителями и генерирующими компаниями;
  • мониторинг недобросовестного поведения электроэнергетических компаний и проведение расследований выявленных случаев недобросовестного поведения;
  • введение конкуренции в электроэнергетической отрасли путем приватизации крупнейших генерирующих компаний, являющихся дочерними компаниями KEPCO, и создания распределительного сектора в электроэнергетике (реализация приостановлена).

Структура электроэнергетики

25,2 % генерирующих мощностей в Южной Кореи принадлежит компании Korea Hydro & Nuclear Power (KHNP), которая является дочерней компанией государственной компании KEPCO (Korean Electric Power Company).
 
62,2 % генерации принадлежат пяти другим дочерним компаниям KEPCO: Korea South East Power Co., Ltd. (KOSEP), Korea Midland Power Co., Ltd. (KOMIPO), Korea Western Power Co., Ltd (WP), Korea Southern Power Co Ltd (KOSPO) и Korea East-West Power Co. Ltd. (KEWP).
 
Остальные 12,6 % генерации находятся в собственности частных генерирующих компаний.
 
Структура Южная Корея
Реформа отрасли
 
До начала реформы электроэнергетики функции производства, передачи, распределения и поставки электроэнергии монопольно выполняла государственная компания KEPCO.
 
В ходе реформы функция производства электроэнергии была отделена от KEPCO. На базе генерирующих активов KEPCO были созданы 6 дочерних генерирующих компаний: KHNP, KOSEP, KOMIPO, WP, KOSPO и KEWP. Кроме того, право на участие в торговле на рынке электроэнергии получили независимые производители электроэнергии, однако компания KEPCO сохранила монополию на покупку электроэнергии на рынке.
 
Базовый план реформирования электроэнергетики Южной Кореи был утвержден в 1998 году и предусматривал поэтапный переход к конкурентному рынку:
 
1 этап (2000 – 2002 годы) – рынок электроэнергии в форме электроэнергетического пула, в рамках которого цена на электроэнергию определяется на основе затрат на производство электроэнергии;
 
2 этап (2003 – 2008 годы) – рынок электроэнергии в форме электроэнергетического пула, на котором цена на электроэнергию определяется на основе ценовых заявок производителей и потребителей электроэнергии;
 
3 этап (начиная с 2009 года) – розничная конкуренция.
 
В 2000 году была создана Корейская электроэнергетическая биржа (Korea Power Exchange, KPX), основной задачей которой является управление электроэнергетическим пулом.
2001 год стал годом начала функционирования электроэнергетического пула.
 
Несмотря на первоначальные планы, переход ко второму этапу реформы электроэнергетики так и не состоялся: рынок электроэнергии Южной Кореи до сих пор функционирует как электроэнергетический пул, в котором покупатели не участвуют в ценообразовании.
 
В 2009 году по инициативе Правительства Южной Кореи был запущен проект по изучению возможных вариантов реформирования электроэнергетики, результаты которого должны стать основой для принятия решения о дальнейшем направлении развития отрасли.
 
В условиях приостановки реформирования действующая модель электроэнергетического пула продолжает дорабатываться с целью улучшения условий конкуренции между производителями электроэнергии.
 
Так, до 2007 года правила электроэнергетического пула предусматривали применение разных цен на электроэнергию и мощность для «базовой» генерации (атомные, гидро- и угольные электростанции), в структуре затрат которой значительную роль играют постоянные затраты, и «небазовой» генерации с высокими переменными затратами на производство электроэнергии (электростанции на СПГ и мазуте). В 2007 году маржинальная цена на электроэнергию для «базовой генерации» была заменена на регулируемую рыночную цену, а платеж за мощность для «базовой» генерации был снижен до уровня платежа за мощность для «небазовой» генерации. В 2008 году регулируемая рыночная цена для «базовой» генерации была отменена с целью унификации ценообразования для всех типов электростанций.
 
Для решения задачи совершенствования модели рынка при KPX создан Комитет по изменению правил функционирования рынка, разрабатывающий и представляющий на утверждение Комиссии предложения по изменению правил рынка.
 
Рынки электроэнергии
 
Моделью рынка электроэнергии Южной Кореи является электроэнергетический пул с единым покупателем.
 
Функции коммерческого оператора по управлению электроэнергетическим пулом выполняет электроэнергетическая биржа KPX.
 
Помимо функций коммерческого оператора KPX также выполняет функции системного оператора, к которым относятся, прежде всего, управление электрическими сетями и обеспечение надежного функционирования энергосистемы. Кроме того, KPX осуществляет долгосрочное планирование развития генерации и электрических сетей с целью обеспечения надежности поставок электроэнергии и предоставляет участникам рынка и потребителям электроэнергии информацию, необходимую для принятия бизнес-решений.
 
В состав участников электроэнергетического пула входят производители электроэнергии (по состоянию на 2009 год - 6 дочерних генерирующих компаний KEPCO и 295 частных генерирующих компаний) и единый закупщик электроэнергии (KEPCO).
 
В соответствии с действующими правилами электроэнергетического пула цены на электроэнергию определяются KPX на основе представленных генераторами сведений о фактических затратах на производство электроэнергии, которые ежемесячно проверяются и утверждаются отдельно по каждому генератору Комитетом по оценке затрат на производство электроэнергии.
Цена на электроэнергию складывается из системной маржинальной цены и платежа за мощность. Системная маржинальная цена определяется по цене наиболее дорогого генератора, необходимого для покрытия прогнозируемого объема энергопотребления в соответствующем торговом периоде. Платеж за мощность выплачивается генераторам, объявившим о своей готовности к выработке электроэнергии в течение дня.
 
Для определения рыночной цены на электроэнергию KPX составляет прогноз энергопотребления на торговые сутки и ежедневно до 10:00 дня, предшествующего торговым суткам, получает от генераторов заявки с указанием доступной генерирующей мощности на торговые сутки.
 
В соответствии с действующими правилами функционирования электроэнергетического пула генераторы указывают в своих заявках только максимальный объем доступной генерирующей мощности на следующие сутки и не указывают цену.
 
Используя информацию о затратах генераторов, прогноз энергопотребления и сведения о доступной генерирующей мощности, KPX составляет торговый график и рассчитывает системную маржинальную цену, руководствуясь принципом минимизации системных переменных затрат. При этом в торговом графике системная маржинальная цена рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить баланс производства и потребления электроэнергии для каждого часа торговых суток.
 
Генераторы, подавшие заявки с предложением доступной генерирующей мощности, получают платеж за мощность, компенсирующий постоянные издержки на производство электроэнергии, независимо от того, будут ли они фактически участвовать в производстве электроэнергии.
 
Функционирование рынка электроэнергии обеспечивается комплексной компьютерной Системой управления рынком, которая состоит из системы подачи заявок, системы составления торгового графика, системы коммерческого учета, системы финансовых расчетов и системы распространения рыночной информации.
 
Для обеспечения соответствия модели рынка меняющимся условиям ведения бизнеса, эффективного и справедливого функционирования рынка электроэнергии и управления энергосистемой при KPX создан ряд комитетов, представляющих интересы участников рынка:
  • Комитет по изменению правил функционирования рынка;
  • Комитет по оценке затрат на производство электроэнергии;
  • Комитет по распространению рыночной информации;
  • Комитет по разрешению споров.